Найти тему
инсайдер

Выйти из ВТО. Часть 9: что мешает и кто решает

Окончание.

Ранее: Часть 1: законопроект ; Часть 2: Россия стремится в ВТО ; Часть 3: а как туда попадают? ; Часть 4: споры вокруг вхождения в ВТО ; Часть 5: слова ЗА и факты ПРОТИВ ; Часть 6: о чём говорится в законопроекте №368090-7 ; Часть 7: что ответило правительство ; Часть 8: расклад и шансы в Госдуме

Основной процесс вхождения России в ВТО проходил при 2-х президентах (В. Путине и Д. Медведеве), Протокол подписывался в Женеве при премьер-министре Путине, а ратифицировался при премьере Медведеве. Частично сменили офисы, но остались у рычагов управления экономикой страны основные персоны, сильно постаравшиеся подключить нас к ВТО: Греф, Набиуллина, Шувалов, да и многие другие поучаствовали в этом за 18 лет. И в целом финансово-экономическая политика в стране с 12-го года не изменилась.

Единая Россия (председателем которой сейчас является Д.Медведев, сменивший в 12-м году на этом посту В.Путина) - по-прежнему партия власти, с момента своего образования всегда горячо поддерживающая всех президентов страны.

Но, как известно, 18 марта в России президентские выборы. Лично мы не сомневаемся, что Президентом станет Владимир Путин, который, кстати, выдвинулся не от ЕР, а самостоятельно. Интрига не здесь, а в том что произойдёт дальше.

Хотя все знают, что Путин «своих не бросает» и положительно оценивает работу правительства, многие надеются на изменение экономической политики государства.

При нынешнем правительстве этого точно не произойдёт. А тут без всяких революций, в рамках установленного Законом регламента может случиться его смена, и к управлению экономикой (и не только) придут новые люди с новыми для страны идеями. Ведь каждый раз при выборе президента правительство автоматически уходит в отставку. После этого процедура формирования нового правительства - назначение и утверждение премьера и министров - начинается с нуля.

Поэтому, если говорить о судьбе законопроекта №368090-7 о фактическом выходе России из ВТО, то опять всё сходится на В.В.Путине.

Неудивительно, что председатель ГД В.Володин уже больше месяца держит под сукном законопроект и не даёт отмашку на начало его предварительного рассмотрения. Мы видим этому несколько причин:

- идёт предвыборный процесс. Проблематика з/проекта острая, охватывает важнейшие аспекты государственного управления и жизни общества, но пока о нём забыли. Стоит инициировать процесс, начать обсуждения в комиссии ГД, направить запросы на отзывы в различные инстанции – тема выйдет в медийное пространство. Её будут использовать конкурирующие силы в рамках предвыборной гонки. Да и самому Володину придётся отвечать на вопросы журналистов и как-то озвучивать своё мнение по теме «Россия-ВТО».

- у кого запрашивать отзывы о проекте? Т.е. понятно, что список может быть самый разнообразный, но без свежего заключения Правительства не обойтись (с уже имеющимся мы вас ознакомили). У кого запрашивать документ – опять у нынешнего кабинета министров, или у того, что будет после 18-го марта?

- председатель ГД не знает намерения Президента.

Мы тем более не в курсе, но точно знаем, что, хоть как-то рассматривая вопрос о выходе России из ВТО, не обойти факта отсутствия внятной процедуры развода с этой организацией. Следовательно, и последствия этого шага просчитать весьма сложно, особенно для России в условиях нынешней мировой конъюнктуры. Т.е., если бы это сделали, допустим, Штаты – это было бы, наверное, одно, ну а если мы – то совершенно другое. Однако прецедентов просто нет – за время существования ВТО ни одна страна даже не заикалась о выходе из неё.

Статья XV устава ВТО говорит, что любой член организации может по своей воле перестать им быть, это решение распространится на многосторонние торговые соглашения и вступит в силу через 6 месяцев после получения письменного уведомления гендиром ВТО. Всё на эту тему.

В связи с этим, даже противники нашего нахождения в ВТО опасаются серьёзных последствий от разрыва и ожидают лавины многомиллиардных исков от партнёров. Поэтому не рискуют предлагать рубить с плеча, а советуют, не давая явного повода всем, действовать внутри ВТО.

Например, М.Делягин считает, что нужно: а) персонально с каждым государством, введшим против нас санкции и тем, по его мнению, нарушившим устав организации, приостановить отношения по правилам ВТО, и б) одновременно инициировать расследование коррупционной составляющей (в наличии которой он не сомневается) процедуры вступления туда России. Получить такие доказательства будет сложно, но это шанс признать сделку с ВТО ничтожной по международным нормам, как основанной на коррупционной мотивации. А нет ножек – нет и мультика.

Делайте ставки, проверьте свою интуицию

Итак, вопрос: какая судьба ждёт законопроект №368090-7, нацеленный на выход России из ВТО? Как выдумаете? Самое время проверить своё политическое чутьё - не всё же время кормиться заголовками о уже случившихся событиях!

Нам ситуация с вступлением в ВТО по сути напоминает «чубайсовскую» приватизацию, основной целью которой было разрушение социально-экономического базиса предшествующего государства. С одной стороны, она должна была сделать невозможным возврат к социализму по версии СССР, с другой, по Марксу, - базис определяет надстройку, и у нас появились олигархи, жуткое расслоение на богатых и бедных и т.п.

-2

Тогда тоже в массе своей мало кто что понимал и слышал исключительно мантры о светлом будущем. Но, если приватизация 90-х была внутрироссийским делом, то с 2012-го года уже сама Россия – объект приватизации международным капиталом.

И поэтому, хоть инициатива 20 коммунистов может быть кем-то названа политиканством, попыткой пиара в ходе предвыборной компании, мы рассчитываем, что их законопроект станет хотя бы поводом для серьёзного разговора (а лучше – решений) в нашем обществе о внутренней и внешней экономической политике. Оно того стоит. Законопроект №368090-7 – лакмусовая бумажка, индикатор возможных изменений.

Мы не думаем, что значимые подвижки в этой истории произойдут до избрания Президента и формирования нового правительства, но мы будем отслеживать каждый шаг. Давайте делать это вместе.