Оригинал статьи размещён на нашем паблике "Щеглы" в ВК
Автор: Дарья Сницарь
Король ужасов в своих произведениях бывает очень поэтичен, хотя читатели, пожалуй, не отдают себе в этом отчёта. Его коронные метафоры часто настолько длинные, что не умещаются в абзац и занимают целую главу.
Приведу пример из романа "Сияние":
"Дэнни заспешил дальше, потому что был (Опаздываю, ах, как я опаздываю", - сказал белый кролик) белым кроликом".
Здесь, как мы видим, писатель проводит параллель с "Алисой в Стране Чудес" — произведением, которое хорошо знакомо среднестатистическому читателю.
Спустя несколько абзацев метафора развивается:
"Голова кружилась, во рту пересохло. Он повернул ключ, и замок с глухим щелчком открылся, как по маслу. (ГОЛОВУ ЕМУ С ПЛЕЧ!) (хотя эта игра не крокет, у молотков слишком короткие ручки)".
Пока разыгрывается одна из ключевых сцен романа, писатель подбрасывает нам многочисленные отсылки, создавая иллюзию параллельной сцены.
"Сделав еще один шаг вглубь комнаты, Дэнни огляделся. Мягкий ворсистый ковер приятного розового цвета. Успокаивающего. Двуспальная кровать под белым покрывалом. Конторка (извольте отвечать: чем ворон похож на конторку?) возле большого, закрытого ставнями окна".
При этом надо отметить, что Стивен Кинг не стремится к нарядным, приятным образам. Чем ужаснее выходит метафора, тем лучше. Одна из глав целиком посвящена образу осиного гнезда, тем временем как главный герой уничтожает самое что ни на есть реальное гнездо, которое он нашёл под крышей:
"Сейчас, когда он смотрел вниз, на гнездо, ему казалось, что оно может служить реальным символом всего, через что он прошел (протащив своих заложников перед судьбой), а еще – знамением будущих лучших времен. Как иначе объяснить все происходящее с ним?"
Главный герой сравнивает с осиным гнездом свою жизнь:
"Джек чувствовал, что свалял дурака, сунув руку в Великое Осиное Гнездо Жизни <...> Можно ли ожидать, что вы будете жить в любви и согласии со своими родными и близкими, если <...> из дыры поднимается коричневое разъяренное облако и стрелой мчится прямо на вас? Можно ли считать вас ответственным за свои поступки, если вы сломя голову несетесь по покатой крыше в семидесяти футах над землей <...> ? Джек думал, что нельзя".
Благодаря развёрнутым метафорам, Стивену Кингу удаётся превратить бытовые случаи из жизни в сцены, которые движут сюжет. Иногда писатель выбирает несколько подобных образов и эксплуатирует их, как лейтмотив, на протяжении всей истории, что помогает ему создать единую атмосферу произведения.
Плюсы развёрнутых метафор:
1. Оживляют бытовые сцены, внося в них подтекст.
2. Делают текст более глубоким и многогранным.
3. Добавляют художественности.
4. Создают необходимую атмосферу.
Пояснение: Метафоры не обязательно должны быть "красивыми", и Стивен Кинг это доказывает. Они могут нагнать больше жути, чем сама сцена.
5. Могут связать единой мыслью несколько разрозненных глав или абзацев.
6. Помогают по-новому описать эмоции героя.
Пояснение: Стивен Кинг, работая в жанре ужасов, вынужден изо дня в день описывать, как главный герой испытывает страх. "У него подвело живот", "по рукам побежали мурашки" — всё это он использовал уже десятки раз. Метафоры позволяют рассказать о страхе (или любой другой эмоции) иначе.
7. Могут служить мостиком между основным сюжетом книги и флешбэками, смягчая переход между ними.
8. Помогают описывать мысли героя, тем самым двигая сюжет вперёд (при условии, что герой приходит к выводам, которые раньше были для него несвойственны).
8. Если метафора повторяется, она может создать ощущение "зацикленности", которое бывает очень полезным в жанре ужасов.
Минусы развёрнутых метафор:
1. Осложняют чтение текста.
Пояснение: Как правило, подобную метафору очень тяжело органично вписать в повествование. Стивен Кинг указывает на них при помощи скобок, капс-лока и выделения новым абзацем. Порой, если переход был слишком резким, замысел автора остаётся непонятым.
2. Должны использовать такие образы и отсылки на другие художественные произведения, которые будут понятны среднестатистическому читателю и при этом не покажутся ему штампованными и избитыми.
3. Увеличивают художественную ценность сцены, которую лучше всего было бы вырезать.
Пояснение: Метаформы могут замаскировать абсолютно банальное повествование, так называемый "filler content", который нагоняет на читателя скуку.
Использовать этот приём или нет — каждый автор решит для себя, но, как мне кажется, знать о том, какие инструменты существуют, будет полезно каждому.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАШЕМУ ПАБЛИКУ "ЩЕГЛЫ" В "ВКОНТАКТЕ"