Как правило, пропаганда опирается на уже существующие в обществе стереотипы и представления, эксплуатируя их и канализируя в определённом направлении (см., напр.: русомания в посттрамповской Америке). Так, буквально год назад нам из каждого утюга вещали о том, что #ТрампНаш. Насаждаемый антиамериканизм на время сменился показной трампофилией. Политические передачи в жанре «Что там у пиндосов» с подставными американскими экспертами для битья выглядели как реалити-шоу с членами культа «Свидетели Дональда». Вспоминая сейчас, иначе как коллективной наведённой галлюцинацией это не назовёшь.
Дональд Трамп выступал в мифическом мире российской пропаганды в качестве локализованной версии Джона Фрума, эдакого хорошего американского парня, который придёт, улыбнётся своей голливудской улыбкой в 102 зуба и всех спасёт всё сразу станет хорошо и правильно. Америка при Трампушке станет пророссийской, он отменит санкции, признает Крым, и вообще наступит дружба, жвачка, мир, труд, май и капитализм. «Трамп прийде – порядок наведе». Однако things just don’t work like that, как говорят наши американские партнёры™.
Безусловно, США как единственная сверхдержава имеет огромное влияние на остальной мир, включая Россию. Вопрос в том, зачем сверхамериканоцентричный дискурс транслировался по официальным каналам, затмевая даже медийный образ Путина? Впрочем, излишняя фиксация на президентских выборах в Америке – не только отвлекающий пропагандистский манёвр, но и показатель состояния адресата – самого общества. Картина мира условного карголиберала строится на вере в дружелюбную Америку-паиньку («заграница нам поможет»), равно как на щедро приправленной конспирологией вере в злокозненную Пиндосию – мировоззрение каргопатриота. На поверку оказывается, что одна система представлений включает в себя элементы другой, и это лишь разные проявления (квази)колониального сознания, разделяемые и основной массой населения, и компрадорской элитой (её sislib- и silovik-фракциями), чьи капиталы и отпрыски находятся на Западе. От всего этого можно было бы отмахнуться как от банальщины и пелевинщины, не будь проблема в том, что пелевинщина стала у нас банальщиной, отбирая хлеб насущный у позднего Виктора Олеговича.
Ну что, не ждём, а готовимся ко второму пришествию Данилы Трампова в Уайт Хаус?
Понравился материал? Поблагодарите автора через Яндекс.Деньги илидругим способом.
Подписывайтесь в Телеграме: