Продолжение.
Ранее: Часть 1: законопроект ; Часть 2: Россия стремится в ВТО ; Часть 3: а как туда попадают? ; Часть 4: споры вокруг вхождения в ВТО ; Часть 5: слова ЗА и факты ПРОТИВ ; Часть 6: о чём говорится в законопроекте №368090-7 ; Часть 7: что ответило правительство
А по сути – денонсируют ли депутаты Госдумы ратификацию Протокола о присоединении?
Давайте попробуем прикинуть.
Вспомним, что формально Госдума – главный субъект законотворчества в РФ. Именно она принимает/изменяет наши законы, которые потом согласовываются с Советом федерации и подписываются Президентом. СФ может высказаться «против», а Президент наложить на него вето, но, в принципе, у ГД есть механизмы преодоления этих препятствий. Была бы политическая воля большинства депутатов. А как будет с этим в отношении выхода из ВТО?
Напомним путь законопроектов в Госдуме:
- регистрация (законопроект №368090-7 зарегистрирован 19.01.18)
- секретариат председателя ГД (там он до сих пор и находится)
- предварительное рассмотрение в профильном комитете ГД, который должен дать заключение о его соответствии Конституции и предложения о его судьбе (отклонить/вынести на обсуждение депутатов ГД) и о порядке его подготовки к слушаниям – кого привлечь к обсуждению, у кого запросить отзывы и т.д. Профильный комитет для законопроекта определён (Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству), пакет документов получил, но к работе официально не приступил.
- Совет ГД – рассматривает предложения профильного комитета, вносит изменения и дополнения к порядку подготовки и определяет срок предварительного рассмотрения. Потом изучает все представленные материалы, назначает дату пленарного заседания ГД и формирует своё мнение для депутатов, которое доводится до них в ходе представления законопроекта вместе с отзывами всех привлечённых структур.
- рассмотрение на пленарных заседаниях ГД: для законопроекта о ВТО – максимум три, причём на каждом этапе его могут отклонить и вопрос закрыть. Если нет, то на 1-м и 2-м чтениях собираются дополнения и предложения и проект отправляется на доработку с решением «принять в 1-м (или 2-м) чтении». На 3-м (окончательном) чтении проект или становится законом или отклоняется, а изменения уже не вносятся.
Никакое мнение и рекомендация в теории не может запретить депутату голосовать так, как он считает нужным. И да – для законов, не связанных с изменением Конституции, решения принимаются простым большинством голосов (там – 2/3).
Каков расклад в Думе
Сейчас в ГД числится 446 депутата (четверо выбыли по различным причинам).
Они распределены по партийным фракциям:
- Единая Россия (ЕР) – 339 мест;
- КПРФ – 42;
- ЛДПР – 40;
- Справедливая Россия (СР) – 23.
Два депутата (А. Журавлев от Воронежской обл. и Р. Шайхутдинов от Башкирии) сами по себе и ни в одну фракцию не входят.
Для принятия закона он должен быть поддержан более чем 223 депутатами.
Пока отметим, что за выход из ВТО точно проголосуют 20 депутатов – сами авторы законопроекта – и обратим внимание на интересную деталь: это меньше половины фракции КПРФ, к которой они принадлежат (Зюганова, допустим, там нет). Скажем прямо – нам неизвестно по какой причине так произошло: то ли для фракции неважно кто подписывает, главное, что вся фракция поддерживает; то ли остальные против законопроекта, а может и оставили себе свободу для манёвра – проголосуем в зависимости от направления ветра, по ходу видно будет.
Что касается первого предположения, то у нас самих это вызывает сомнение по двум соображениям: во-первых, к авторам проекта почти через месяц после его регистрации в ГД пройдя сложную процедуру примкнул депутат Щапов, а во-вторых, наши депутаты не упускают случая «войти в историю» и стать автором/соавтором знакового закона, если предполагают, что его ждёт интересная судьба и за это им ничего не будет.
В общем, то что «нам неизвестно» - это наши проблемы, но мы запомним, что за проект против ВТО не обязательно впишется вся фракция КПРФ.
Про других «оппозиционеров» - ЛДПР и СР – сейчас говорить не будем, т.к. думаем, что (как это ни парадоксально) к ним будут применимы те же рассуждения, что и для их идеологических противников – единороссов. А вот о них поговорим подробнее.
Фракция в 336 депутатов может совершенно спокойно принять/отклонить любой, даже конституционный, закон.
Депутаты-единороссы в своём большинстве вряд ли будут глубоко вникать и в сами правила ВТО и в содержание протокола о присоединении к организации, проводить сложные сравнительные анализы. Значит, они или прислушаются к авторитетным мнениям, или просто подчинятся строгой внутрифракционной дисциплине, и нажмут на ту кнопку, на какую скажут руководители.
Какое-то значение будет иметь то, как именно будет обставлен вынос на обсуждение проекта закона.
Ведь может случиться и так, что Председатель ГД единоросс Володин зачитает предложения профильного комитета и совета Думы заблокировать законопроект, добавит поступившие по запросам отрицательные отзывы и предложит сразу проголосовать и отклонить предлагаемый закон. Может? Легко, особенно, если бы это происходило полгода-год назад. Что же изменилось? Появилась неопределённость на фоне кажущейся стабильности политической ситуации в стране.
Окончание следует