Думая над тем как назвать статью я не нашел ничего лучше чем назвать ее как нибудь комично, но никакого юмора в дальнейшем не будет. Будет только халатность, небрежность,и идиотизм, но и конечно же отвага.
23 июня 1983 года в 50 км от Петропавловска-Камчатского затонула атомная подводная лодка К-429 . Об этом никогда не освещали. Даже сейчас спустя 35 лет о ней нет упоминай . Нет и статьи на Википедии.
Командиром на тот, последний, выход К-429 был назначен капитан 1-го ранга Николай Суворов. Если верить Николаю Михайловичу, то назначение состоялось против его желания. Он даже пытался отказаться, только слушать его возражения вышестоящие начальники не стали. Подлодка только что вернулась из длительного похода (автономки), основной экипаж ушел в отпуска, а сменный набрали с других подлодок. К тому же, атомоход выходил не на прогулку ( к примеру, отработать всплытие-погружение), а на учебную стрельбу торпедами. За плечами Суворова к тому времени было почти 20 лет безупречной службы, правительственные награды украшали его военный мундир. Он считался одним из самых опытных командиров атомоходов. Позже капитан 1-го ранга Суворов расскажет, что знал о неготовности подлодки к походу, поэтому не подписал журнал готовности к выходу в море. Но в море он вышел...
Перед выходом в море на субмарине проводятся какие-либо работы. В них входят исправность всех механизмов и узлов, исправность систем пожаротушения, а так же проверяется состояние ИДА(индивидуальные дыхательные аппараты). Возможно вы сейчас будете удивлены, но экипаж опоздал на час, а командир АПЛ опоздал на 2 часа при этом был пьян. Все работы по обслуживанию и проверки проведены небыли. Командир докладывал об этом, но приказ был приказ.
Выйдя в бухту Саранная, на К-429 была объявлена боевая тревога. Проводилась уборка субмарины, а так же другие различные процедуры. Спустя 6 часов была подводная лодка по приказу командира судна начала свое погружение. Но в других отсеках об этом не знали так как не было команды "Всем стоять на месте, погружение!!!" . Так же не был включен эхолот. Это говорит нам о том что на лодке не могли определить глубину погружения. Лодка принимала все больше воды в цистерны, но глубина оставалась прежней. Последовал приказ заполнить следующий балласт. Так как не было команды " погружения" не были и закрыты вентиляционные отверстия. Через два прохода совокупным диаметром 80 см хлынула вода в 4-й отсек. В считанные секунды оказался затоплен распределительный электрический щит. Лодка полностью обесточилась. В течение 19 секунд затопило 4-й отсек электротехнического управления реактором и 5-й реакторный отсек. Четырнадцать моряков погибли в 4-м отсеке практически сразу, среди них – шесть офицеров. Подлодка легла на грунт на глубине 42 метра. 22 подводника оказались запертыми в двух кормовых отсеках, еще 68 человек – в трех носовых. В штабе 2-й флотилии на берегу, когда подлодка не вышла на связь в первый раз, почему-то никто не встревожился. Когда лодка не вышла на связь второй раз, реакция командования не изменилась. Почему? Просто начальники не посчитали нужным. И все, без затейливых объяснений. Эх, Россия, мать наша…
Атомоход К-429 лежал на грунте с дифферентом на нос и креном на правый борт. Четвертый и пятый отсеки были полностью затоплены.
В 3-м отсеке остались командир подлодки капитан 1-го ранга Николай Суворов и старший на борту капитан 1-го ранга Герой Советского Союза Алексей Гусев. Они-то в момент аварии пытались руководить борьбой за живучесть. Именно пытались, потому что никаких иных действий, кроме отдачи команд, они предпринять не могли. Всего в трех носовых отсеках оказались отрезанными 68 подводников. На ГКП штатный командир БЧ-5 капитан 2-го ранга Лиховозов пытался продуть цистерны главного балласта, забыв, однако, их загерметизировать. Таким образом половина запаса воздуха вышла за борт. Спустя какое то время выпустили в разведку через торпедные аппараты двух мичманов – Мерзликина и Лесника как наиболее подготовленных. Они тащили за собой буй-вьюшку, чтобы обозначить место затопления. Простому читателю трудно представить себе, что значит ползти в водолазном снаряжении по торпедному аппарату, затопленному водой, длиной почти 9 метров диаметром 53 сантиметра в кромешной темноте. В какой-то момент наступает ощущение, что ты никогда не вылезешь из этой железной трубы. Страх начинает сковывать движения, и самое главное для человека – не дать ему завладеть твоим разумом и подавить волю. Иначе – конец. Забегая вперед скажу, один из матросов умер на выходе из торпедного аппарата от разрыва сердца. Ему оставалось дойти всего лишь два метра... А пока разведчики благополучно покинули корпус лодки и всплыли на поверхность. Их подобрал пограничный корабль, приняв... за диверсантов. Рассказу моряков не поверили. Уж больно все выглядело фантастически. Пограничники запросили оперативного дежурного по флотилии: «У вас подводная лодка случайно в бухте Саранной не тонула?»
Спасательная операция была в полном разгаре: на поверхность вышло около 30 подводников из первого отсека, когда рванули аккумуляторные батареи от перенасыщения водородной смесью. Первый отсек окутался едкими продуктами водородно-кислотной смеси. Некоторых моряков даже посекло осколками.
Когда произошла катастрофа в последних отсеках была паника. Об этом не принято писать. Считается, что люди сполна заплатили за свои мучения. Возможно. Но тогда на их фоне тускнеют настоящие герои. Их не видно из-за спин тех, кто поддался минутной слабости. Неконтролируемый страх за свою жизнь, лишающий людей воли, разума, превращающий их в животных, – вот что такое паника. Подводники с ревом метались по отсеку, и кто-то должен был их остановить, иначе погибли бы ВСЕ. Мичману Василию Баеву в те далекие годы едва исполнилось 23 года. Он к тому времени прошел суровую школу морского спецназа на Черноморском флоте по специальности водолаза-глубоководника, на К-429 состоял в должности техника-турбиниста, был награжден орденом Красной Звезды за переход под Северным полюсом. Баев в те страшные минуты взял командование отсеком на себя и стал попросту бить паникеров. И что удивительно, все 21 человек приняли его как командира, даже два офицера. Баев производил впечатление удивительно спокойного человека – без тени бахвальства или самолюбования. Василий не пытался даже высказать упрек в адрес своих товарищей за то, что те поддались панике. Однако в далеком 1983 году по горячим следам на вопрос следователя, почему именно он взялся командовать отсеком и спасением людей, Баев ответил: «Просто так получилось». Почти сутки томительного ожидания тянулись как целая жизнь. Людей надо было чем-то занять, отвлечь, и Баев приказал проверять легководолазное снаряжение, найти аварийные фонари, сам же занялся проверкой шлюзовой камеры, через которую подводникам предстояло выходить на поверхность. Все это время он подбадривал людей и уверял, что помощь скоро придет. Водолазного снаряжения хватало лишь на половину подводных пленников, но Баев заверил всех, что снаряжение доставят с поверхности. К тому времени он сам еще не представлял, на какой глубине находится затонувшая лодка. Когда через сутки по корпусу лодки постучали извне, все вздохнули с облегчением – помощь пришла. А еще через некоторое время был установлен гидрофон для переговоров. Затем мичман Баев начал готовить подводников к выходу на поверхность. Сначала выпустили аварийный буй, и подводники по буй-репу (специальному тросу) стали покидать прочный корпус. Василий Петрович лично проверял снаряжение каждого подчиненного перед выходом. Затем моряки по одному залезали в шлюзовую камеру. Ее заполняли водой, выравнивали давление, открывали аварийный люк, и подводник медленно (чтобы не получить баротравму) поднимался на поверхность. Первый вышедший матросов запутался в тросе, запаниковал и погиб от переохлаждения. По всем канонам его должны были встречать у шлюза, но никого не было, ибо из 1-го отсека никто не сообщил спасателям что на противоположной стороне выходят люди. Последним отсек покинул Баев. Вот как он сам вспоминал: «Когда зашлюзовал последнего, я почувствовал смертельную усталость. Во-первых, уже не хватало воздуха, во-вторых, мы практически двое суток не спали. Облачившись в водолазное снаряжение, я залез в шлюзовую камеру, задраил люк (люк весит около 100 кг - прим. авт.) и начал заполнять ее водой. Но внутренняя задвижка на люке не выдержала нагрузки, и люк открылся. Я вместе с потоком воды влетел обратно в отсек и ударился о блок осушки головой. На какое- то время потерял сознание. Очнулся я, наверное, через минут 30-40 и решил поменять задвижку. В темноте, уже почти обессилив... не знаю, как мне это удалось, наверное, очень хотелось жить. Слава богу, задвижка люка оказалась исправной. Когда я стал выходить на поверхность, словно издалека до меня долетело: «Все. Получилось».
«Героев на этой лодке не будет!» Такой лозунг был сказан когда спаслись подводники. Баеву было присвоено звание "Героя России"
Последними с подводной лодки уходили командир корабля Николай Суворов и принявший на себя командование Алексей Гусев. Они затопили отсек и через торпедные аппараты вышли на поверхность.
Через полтора месяца АПЛ К-429 подняли и отбуксировали на 49-й судоремонтный завод. А еще через полгода закончилось следствие.
Командира атомной подводной лодки К-429 судили и приговорили к десяти годам исправительных работ. Старшего на борту героя Советского Союза капитана 1 ранга Гусева перевели служить с понижением на командный пункт флота. Много позже он погиб, утонув на рыбалке. Начальник штаба 2-ой флотилии контр-адмирал Ерофеев, планировавший и «организовавший» учебные стрельбы, на которые отправилась АПЛ К-429, пошел на повышение – стал сначала командующим флотилией, а затем и командующим Северным Флотом.
Атомная подводная лодка К-429, 670-ого проекта вновь утонула возле пирса судоремонтного завода в бухте Сельдевой. Из-за нее лишился должности начальник завода капитан 1 ранга Перевели. Утопленницу вновь подняли и сделали учебно-тренировочным судном для подводников. Сейчас К-429 почти полностью утилизирована.
Так вот из-за небрежности и невнимательности погибли люди.
Я хоть и живу в этой стране, но очень призираю такой образ жизни.Хотя социум очень сильно влияет.
Такой пофинигизм к чему хорошему не приводил и не приведет нас.
Но я все же надеюсь, что таких небрежных и необдуманных поступков будет меньше.
Всем спасибо за внимание!
Скоро выйдет вторая часть "Слабоумие и отвага "
А пока подписывайтесь на канал и ставьте палец вверх.