Найти в Дзене
ПОКЕТ-БУК: ПРОЗА В КАРМАНЕ

Педагог как белка в колесе (Статья)

Автор: Николай Соснов

За 7 лет правозащитной деятельности в области образования пришлось повидать немало «чудес». Казалось, удивить меня российской системе народного просвещения больше нечем. Однако, в последний год наблюдается вал обращений от педагогов с вопросами, от которых хочется проморгаться (а не мерещится ли?), в формулировках, от которых волосы встают дыбом. Вот один из самых мягких и культурных примеров:

При приёме на основную работу в 2014 году был подписан бессрочный трудовой договор , где принимали меня на ставку учителя математики . 30 декабря 2016 года подписан новый трудовой договор № 9 с указанием всех выплат за 8 часов информатики и 10 часов внеурочной деятельности . Сейчас при планировании нагрузки на следующий учебный год , говорят что из-за сокращения нагрузки оставляют только 0,5 ставки - 9 часов информатики! Учебный план и количество классов не изменилось, даже увеличилось. Согласования с профсоюзным комитетом не было. На самом деле принята в августе 2016 года учитель математики и физики, которой планируют отдать мои часы и весь учебный год меня "выживают", устраивая бездоказательные обвинения и публичные осуждения. Получила 27. 06.2017 уведомление об изменении существенных условий труда с формулировкой "условия договора № 9 от 30.12.2016 не могут быть сохранены". Если я не подпишу заявление на уменьшение, могут ли мне платить половину оклада ? Или вообще расторгнуть договор ?

Как сказано выше, это мягкое и культурное письмо. Автор не ругается и задает вполне адекватные вопросы. Иногда приходят письма, где учителя присваивают коллегам-конкуренткам крепкие наименования («дрянь» и «мерзавка» - самые цензурные из них) и прямо спрашивают как правильно организовать грызню за лишние часы. Более того, попадаются и письма от кадровиков с вопросом: как правильно уволить, чтобы освободить место? Иной раз пишут и директора школ…

Все это хотелось бы списать на сетевых пранкеров, однако, количество «живых» обращений за помощью по тем же самым вопросам тоже увеличилось в разы. Создается впечатление, что российские учителя внезапно сошли с ума и вцепились друг другу в глотку.
На самом деле это не так. Внутришкольная война за часы и классы — явление, известное, как минимум еще с брежневской эпохи, и повсеместно укоренившееся в перестройку и лихие 90-е.

Воспоминаниями о начале этих процессов в своем письме поделилась Анна Петровна из Пензенской области:

В конце 1970-х я работала завучем в школе, при которой были вечерние классы для рабочей молодежи. Директор хотел эти часы для себя, но не мог их получить по закону, выходило превышение. Тогда он записал их на меня. Занятия вел он, а я получала зарплату и отдавала ему. За это меня возненавидела другая учительница, директор отобрал эти часы у нее...

Новые путинские времена принесли с собой в школу новые рыночные и бюрократические реалии, а вместе с тем и новые формы борьбы педагогов за нагрузку, то есть за увеличение мизерной зарплаты путем взваливания на себя дополнительных часов работы. В последние 2-3 года вялотекущее противостояние между конкурирующими учителями серьезно обострилось. Давайте попробуем разобраться почему холодная война за часы именно сейчас переходит в горячую фазу.

ПОЧЕМУ ОДНА СТАВКА ЭТО НОРМА

Из письма читательницы нашего сайта:

Я не хочу много часов, так как всегда понимала, что это халтура. Просто были вынуждены брать, так как нас никто не спрашивал. Или бери-или уходи.

Именно так! Наша читательница абсолютно права. Норма в 18 часов на одну ставку школьного учителя появилась неслучайно. Предполагается, что это адекватная нагрузка для учителя, преподающего свой предмет в соответствии со стандартами научно обоснованной педагогики. При подобной нагрузке учитель с одной стороны получает достаточную профессиональную практику и обеспечивает экономически целесообразную модель государственного бесплатного образования как средства возобновления квалифицированных трудовых ресурсов, а с другой у педагога остается время на самосовершенствование как специалиста и саморазвитие как человека. Немаловажным фактором является нормированная физическая и психическая нагрузка, особенно нагрузка на нервную систему. Грубо говоря, к детям на урок приходит хорошо отдохнувший и подготовленный профессионал, а не вымотанная до предела и издерганная жизненными неурядицами ломовая лошадь, способная лишь механически транслировать привычную информацию и окорачивать хулиганов криком (часто безуспешно). Да простят меня уважаемые учителя, но истина дороже: многие педагоги, вынужденные вкалывать от зари до зари, именно до такого состояния и доходят.

Директора школ по-разному реагируют на перегруз своих подчиненных. Одни стараются привлечь в школу молодежь, набирая штат по принципу «один учитель — одна ставка», что вызывает конфликты с пожилыми педагогами, привыкшими тянуть лямку и возмущающимися попытками срезать зарплату до нормы. Другие директора манипулируют нагрузкой как средством поощрения и наказания или банально раздают «лишние» часы, руководствуясь соображениями личной дружбы и кумовства.

Все чаще школьная администрация навязывает педагогам «добровольные» переработки в виде оказания платных услуг. Качество бесплатного образования от этого ухудшается иной раз наглядно. Цитата из письма ученика 8 класса:

...Учительница задает задачи, вызывает кого-то к доске порешать уравнения. Сама уходит в платную группу подготовки к ЕГЭ и не возвращается до конца урока. Много раз я тупил у доски, ничего не решал, она не проверяла, ей все равно...

ПОЧЕМУ БОРЬБА ЗА НАГРУЗКУ СВЕРХ СТАВКИ ЭТО ПУТЬ В ТУПИК

Из письма читательницы нашего сайта:

У нас в школе на конец года было 4 преподавателя физкультуры.Когда мы вышли с отпуска узнаем что принят 5 учитель. И у нас упала сразу нагрузка. Хотим жаловаться на директора в профсоюзные органы. Как нам быть?

Действительно, как быть? Учителя хватаются за переработки не от хорошей жизни. Столь любимые правительством средние зарплаты педагогов в реальности получает очень небольшое количество учителей. Большинство зарабатывает совсем маленькие деньги, а относительно высокий уровень средних зарплат на бумаге формируется за счет сверхдоходов узкого круга школьных администраторов, а то и просто рисуется «от балды» или с помощью хитроумных приемов. Вот характерный пример:

...сегодня руководителем нашего отделения нам было предложено написать заявления и уйти из штата в совместители по той причине, что работа не на полную ставку и соответствующая невысокая заплата каждой из нас снижает среднюю зарплату по колледжу и, как следствие, рейтинг колледжа среди учебных заведений Москвы.

Как видим, в данном случае фокус с расчетом средней зарплаты заключается в учете для рейтинга только зарплат штатных учителей. Совместителей же внештатных администрация колледжа не хочет учитывать, чтобы таким способом фальсифицировать уровень средней зарплаты в своем учебном заведении.

Наша читательница сравнивает:

Я могла себе позволить круиз по Днепру в свой первый учительский отпуск(30 лет назад), а сейчас молодые учителя не работают до конца первого учебного года…убегают НАВСЕГДА из школы.

Для российского учителя работа на 1,5 — 2 ставки зачастую единственный способ хоть как-то выживать в условиях непрерывного роста цен на все и вся. Срезание стимулирующих и нагрузки для многих равносильно жизненной трагедии. Наша читательница пишет:

К Дню учителя в этом году и к моему 30-тилетнему юбилею по педстажу меня и моих коллег ждал «подарок» -обвал зарплаты на 5000-7000руб!Причём всё это без предварительного уведомления ,а после того как люди отработали месяц. Совершенно убрали стимулирующие ! И вот теперь учитель высшей категории должен молча получить 20000р и быть «довольным».Ну, ладно у меня хоть пенсия уже есть ,а на что жить Молодым? Прямо на уроке разрыдалась учительница рисования(молодая мама),когда прочла свою рассчётку…Постфактум выступила на встрече с коллективом руководитель управления образования и экономист, договорились до того,что много часов брать невыгодно…всё равно больше 31000 не проплатят! Абсурд!

А вот и не абсурд. Чиновникам в России свойственно проговариваться «по Фрейду». Изводить себя повышенной нагрузкой учителю действительно невыгодно. Существует потолок заработной платы, выше которого прыгнуть невозможно физически, сколь бы выносливым ни был педагог. Можно взвалить на себя 3 ставки плюс репетиторство, как это сделал один из наших читателей, молодой учитель русского языка и литературы, но каков будет финансовый результат в сравнении с усилиями? Он поделился с нами своим опытом:

Полгода я ухитрялся трудиться на 1,5 ставки в одной школе и еще по 0,5 взял в трех других, где никто не хотел работать (школы в криминализованной пригородной зоне). Вел занятия в образовательном центре, натаскивал на ЕГЭ. Набрал четырех индивидуальных учеников.

Домой приходил в 22-23 вечера никаким. Утром поднимался в шесть. Так каждый день, даже в воскресенье. Получалось на руки около 60 тысяч. Большие деньги, купили новую бытовую технику, машину, а счастья нет. С женой чуть не развелся, она меня почти не видела. Накопившаяся усталость стала влиять на способность вести занятия. Появилась неведомо откуда раздражительность, потом пришла злоба.

В конце концов плюнул на профессию. Сейчас работаю менеджером-консультантом в магазине электроники. Выходит примерно 40 тысяч в месяц. Тружусь 12-часовыми сменами, четыре дня работаю, два отдыхаю. На жизнь хватает. Бывшие коллеги за эти же деньги продолжают корячиться, разрушаясь физически, морально и интеллектуально.

Как видно из письма, по соотношению трудовых затрат к заработанным деньгам брать сверхнагрузку учителю действительно невыгодно. Молодежь потому и бежит из школы, что способна заработать сопоставимые деньги с меньшими усилиями. Учителям старших возрастных категорий, обремененным заботой о семье, менее гибким и мобильным, гораздо труднее покинуть стены учебного заведения. «Мы на крючке у системы», - так охарактеризовала мне на приеме свое и коллег положение одна пожилая учительница.

Она, несомненно, права, но факт от этого не перестает быть фактом: если считать повышение нагрузки основным способом увеличения доходов учителя, на перспективах омоложения педагогических кадров следует поставить жирный крест. Когда молодой специалист знакомится с реалиями вроде описанных ниже нашей читательницей, ему остается лишь вторично уйти со школьного двора и на этот раз не под звуки нестареющего вальса, а под похоронный марш:

Стаж 8 лет. Нагрузка 26+классное руководство. Зарплата 12 тыс чистыми. Костромская область.
А что толку писать, говорить. Никто не слышит, или делает вид, что не слышит. Отчитались Отделы образования и всё хорошо!

Оставшиеся учителя остервенело рвут друг у друга жалкие крохи в виде дополнительных часов нагрузки, предоставляя возможность директору разделять и властвовать не хуже римского императора. Как уже упоминалось выше, в последний год наблюдается усиленный поток обращений в нашу правозащитную организацию по вопросам нагрузки в целом и особенно на тему противостояния коллегам в войне за часы. Попытки получить помощь правозащитников против других учителей, находящихся точно в таком же положении, выглядят анекдотично, но на деле свидетельствуют о серьезном обострении проблем в педагогических коллективах. Выживать по старому алгоритму маленькой лошадки, которая на постоянное ухудшение своего социального положения отвечает приемом на круп все большего груза в обмен на дополнительную порцию сена, больше не получается. Ресурс системы близок к пределу и она начинает вырывать крючки с мясом. Чтобы получить прежнее количество орехов, белке требуется крутить колесо все быстрее. Почему?

Из письма нашей читательницы:

...если со всеми доплатами без стимулирующих за 25 часов было 20 000, то останется 17 000. Вычитаю ЖКХ- около 6 000, остаётся- 11 000 на 30 дней. Кусок хлеба, стакан кефира, картофелина, раз в 3 дня яйцо. Эх, заживу! На блузке заплата, туфлёшки на «Моменте» держатся, пальтишко «времён Очакова и покоренья Крыма». Было уже это в 1997. Грустно-то как!

...помню свою зарплату в 1985. 20 часов, классное руководство и 2 воспитательских дня с 14.00 до 20.00 (работала в школе-интернате для детей из семей работников ж/д,которые по нескольку дней были в поездках)- 360 р. Не израбатывалась, писанины было немного, куча времени и средств на восстановление, культурное времяпрепровождение, поездки, отдых.

В основе вызревающего кризиса лежит генеральная линия правительства на коммерциализацию образования в сочетании с непрерывным усилением экономии направляемых в школы средств. В конкретике это означает, что муниципалитеты и региональные власти стараются всеми правдами и неправдами внедрить в школу рыночные механизмы и одновременно сэкономить на чем только можно. Уже не выглядят нонсенсом объявления о вакансиях в муниципальных образовательных учреждениях, скромно обещающие прибавку к зарплате учителя в виде некоего процента от платных услуг. Параллельно директорами проворачиваются разнообразные махинации с зарплатой. Один из учителей свидетельствует:

Деньги платятся приближенной к руководителю «элите», которой тоже по существу в итоге достаются крохи, так как большая часть зарплаты потом отдается на руки лично руководителю. А тот уже тратит все деньги по своему усмотрению. Скрытое воровство, одним словом, называемое — оптимизацией.

Жаловаться бесполезно, как это верно подметил один из наших читателей:

По поводу оплаты труда у Минобра вообще очень «интересная» стратегия. На их сайте есть горячая линия по вопросам оплаты. На самом деле это замануха для доверчивых учителей. Если клюнешь на нее и напишешь туда о том, какая у тебя реальная зарплата и спросишь, будет ли реальное повышение зарплат до среднего уровня в регионе, то Минобр сообщит об этом твоему начальству, в результате чего тебе жестко надают по шапке или просто уволят. Вот такая круговая порука и спланированные провокации против учителей.

На коммерциализацию и экономию накладываются традиционные войны за нагрузку, интриги за стимулирующие и тотальная бюрократизация. Наша читательница пишет о выплате стимулирующих в своей школе:

Непокорные получают по минимуму, работая по максимуму, ибо дети не виноваты в «жлобстве» и жадности псевдопедагогов и псевдопрофессионалов в администрации школ. В моей школе администрация из шести человек и пять учителей, близких к администрации, ежемесячно оставляют без стимулирующих выплат 30 человек. Все бумажки-оправдалки сего казнокрадства написаны с фантастической изворотливостью-комар носа не подточит!

О безумно растущем ворохе бумажной отчетности написано уже много, но не только в бумажках дело. Наша читательница сообщает:

Мой сын работает в школе второй год. Молодой, энергичный, но всё чаще задумывается стоит ли продолжать педагогическую деятельность. Задушили бумагами, совещаниями, заседаниями. Зарплата мизерная, социалки никакой.

И молодым и возрастным учителям важно понять: поединки с коллегами за дополнительные часы ни в какой мере не решают проблему оплаты труда. Даже в относительно сытые «нулевые» таким способом можно было лишь чуть-чуть приподняться над уровнем выживания. Теперь же ценой растления собственных душ и душ учеников (дети все видят и понимают, кто бы что ни воображал!) российские учителя, растоптавшие товарищей по несчастью, рискуют получить вместо ощутимой прибавки увесистую дулю. Наш читатель пишет:

Сегодня получаешь зарплату, и сразу же её забирают другой рукой ЖКХ, горгаз, энергетики. И остаётся учитель с пустыми руками. Иди и работай дальше.

Итак, перегружать себя дополнительной работой учителю невыгодно, а воевать с коллегами за часы и ставки неэффективно и недостойно. Что же тогда делать?

КАК ДОБИТЬСЯ ГАРАНТИРОВАННОЙ ДОСТОЙНОЙ ЗАРПЛАТЫ БЕЗ ПЕРЕГРУЗКИ

Из письма читательницы:

Чтобы выйти на акцию протеста, надо пройти процедуру её организации и разрешения. В противном случае- репрессивные меры. Учителя,в большинстве своём, женщины. На плечах их забота о детях, внуках, старых родителях. А ещё и дети-ученики. Молодёжь ещё без собственной семьи, им хватает, так как есть родители. А «загнанные» житейскими проблемами,валом ненужной канцелярщины на работе педагоги среднего и старшего возраста уже не имеют сил сопротивляться.

Все верно и...неверно. Лекарство бывает горьким и жгучим, инъекция жизненно важного препарата болезненной, хирургическая операция рискованной. Тем не менее, мы осознанно принимаем отвратительные микстуры и решаемся лечь под скальпель потому что знаем: иного лечения нет.

Дело не в акциях протеста как таковых. Чиновники давно научились не обращать внимания даже на сравнительно крупные митинги педагогов (а в провинции до сих пор и митинг 200-300 учителей считается очень крупным мероприятием). Пошумят-пошумят люди да и вернутся в классы.

Хаотичными пикетами действительно ничего не добиться. Исторический опыт показывает, что любые улучшения в жизни трудящихся связаны с систематической организованной борьбой самих трудящихся. Это верно и для ситуации, в которой оказались современные российские учителя. Чтобы добиться улучшения своего положения, педагогам нужен независимый от администрации профсоюз. Профсоюз не как жалобная книга и жилетка для плача, а как собственное кровное дело. Не воевать с коллегами за часы, а вместе бороться за достойную оплату труда на одну ставку в 18 часов — вот цель, к достижению которой следует стремиться. Например, установить минимальную зарплату учителя в 5 МРОТ на ставку. С учетом грядущего повышения МРОТ это составит 50 тысяч рублей. С такой минимальной зарплатой у школы появится будущее.

На этом пути педагоги не будут одиноки. К примеру, в аналогичном катастрофическом положении находятся и медицинские работники. Они тоже нуждаются в серьезном увеличении зарплат. Процитируем нашу читательницу:

Я работаю хирургом-онкологом 30 лет, прихожу домой только спать. У нас в диспансере постоянно увольняются врачи, нет врачей на приеме, дежурить не кому, фактически отсутствуют медикаменты. Стыдно присутствовать на конференциях, где представляют современные препараты и оборудование, очередь на МРТ и КТ на 6 месяцев. Жалко больных, а так давно ушла в частную клинику.

В рассуждениях и сетованиях пишущих нам учителей регулярно повторяется мысль о невозможности и бесполезности организованного профсоюзного сопротивления. Сие есть лукавство. Правильнее было бы говорить о неготовности учителей переключиться с внутришкольной вражды на коллективное отстаивание трудовых прав.

Что до бесполезности учительских профсоюзов, то это миф. Например, профсоюз чешских учителей одной только угрозой забастовки добился от правительства увеличения зарплаты на 15%. При этом средняя медианная (то есть истинно средняя) зарплата учителя в Чехии уже составляла 107% от средней медианной зарплаты по стране. К 2020 году профсоюз педагогов Чехии хочет добиться увеличения этого показателя до 130%.

Есть успехи и у российских независимых профсоюзов (не путать с шмаковской ФНПР!). Отечественный профсоюз «Учитель» не раз выходил победителем из схваток с чиновниками различных уровней, защищал педагогов от увольнений и добивался различных улучшений. Пока речь идет о мелких победах местного значения. Для масштабных достижений общероссийского значения профсоюзу требуются не сотни и тысячи, а сотни тысяч учителей-активистов.

Пока готовилась эта статья, на почту сайта пришло очередное учительское письмо с описанием беспредела директора-самодура и вопросом «что мне делать в конкретной ситуации?». Отвечаю автору письма и всем, кто обращался к нам до этого и обратится в будущем: создавайте профсоюз и начинайте бороться за повышение зарплаты на ставку. Да-да, прямо в Вашей конкретной плачевной ситуации беритесь за организацию профсоюзной ячейки. Мы в любом случае поможем и проконсультируем, но не надейтесь, что кто-то поможет Вам разобраться с новой учительницей, отобравшей Ваши часы. И не мечтайте отсидеться за спинами других в ожидании, пока они без Вас добьются повышения зарплаты. Без Вас ничего не добьются. Так и будем прозябать в бедности. И если при этом Вы не готовы организоваться в профсоюз, то значит Ваша зарплата Вам нравится, а беситесь Вы с жиру. Если Вы еще не вышли на связь с профсоюзом, Вам не нужна зарплата в 50 тысяч рублей на ставку 18 часов.

Нравится рассказ? Это результат кропотливого литературного труда. Помогите автору освободить время и создать условия для работы. Поддержите творчество Николая Соснова денежным переводом с пометкой "Для Николая Соснова".