Проработав четверть века, депутаты ЗакСа вдруг решили выяснить, исполняются ли принимаемые ими законы. И разработали формальную процедуру мониторинга. 78.ru экономит парламенту деньги и время, рассказывая о неработающих нормативных актах.
В поисках неработающих законов
В петербургском парламенте к сочинению законов подходят творчески и с юмором. Авторы инициатив о «топоте котов», правах эмбрионов или принудительной женитьбе клиентов на проститутках не дадут соврать. К сожалению, депутаты редко задумываются о том, как их документы будут работать на практике. В результате многие нормы в Северной столице существуют исключительно на бумаге. Хотя порой это даже к лучшему.
Преемник Виталия Милонов на посту главы комитета по законодательству Денис Четырбок решил бороться с этой бедой. А для этого он, разумеется, разработал очередной законопроект. В нем регламентируется процедура мониторинга реализации городских нормативных актов. Она включает в себя сбор, анализ и оценку информации. В частности, будет приниматься во внимание судебная практика, а также статистика обращений людей и организаций.
— Прежде всего, мы должны оценивать влияние правовых актов на жизнь петербуржцев, — заявил автор документа Денис Четырбок.
Чтобы начать мониторинг исполнения конкретного документа, спикер ЗакСа или губернатор Петербурга должен утвердить соответствующее решение. Кто из них - зависит от органа, который принимал нормативный акт. Все это предполагает огромное количество бумажной работы. Мы облегчим депутатам и главе города задачу, и рассказав о некоторых годами неработающих законах.
О чем знает каждая собака
На самом деле за последние годы в Северной столице были приняты десятки неработающих или бессмысленных законопроектов, но мы для начала пройдемся лишь по тем инициативам, которые касались изменений в городском законе «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге». Восемь лет назад депутаты решили окончательно примирить людей и собак, закрепив строгие правила выгула четвероногих. С тех пор любым собакам воспрещен вход на детские и спортивные площадки, им нельзя появляться рядом с детскими, медицинскими и образовательными организациями.
В остальных местах все собаки должны быть на поводке, а если они выше 40 см в холке, то и в наморднике. Исключение составляют лишь места, специально предусмотренные для выгула. Но далеко не у всех поблизости есть такие площадки. В результате многие владельцы животных физически не могут выполнить букву закона. Но привыкая игнорировать одни пункты документа, собаководы столь же лекгомысленно относятся и к остальным. В результате в управлении ветеринарии ежегодно фиксируют тысячи инцидентов с нападениями собак на людей. Нередко собаки, появляющиеся в общественных местах в неподобающем виде, провоцируют конфликты между их хозяевами и другими людьми, в частности, родителями испуганных детишек. Неоднократно такие ссоры заканчивались потасовками, травмами и даже гибелью одного из участников. А всему виной закон, который плохо написан, и который восемь лет некому поправить.
К слову, отдельным нормативным актом в Петербурге ввели штрафы за «непринятие мер по уборке от загрязнения экскрементами». Речь о пресловутых «собачьих какашках». И это еще один пример нормы, которая не работает от слова совсем.
Как депутаты защищают детей
Петербургские депутаты очень любят детей и часто принимают законы, направленные на их защиту. Например, у нас существует перечень мест, куда несовершеннолетним заходить нельзя ни при каких обстоятельствах. Это секс-шопы, рюмочные, пивные бары и другие заведения, предназначенные для реализации исключительно алкогольной продукции. Во-первых, практически все питейные заведения не ограничиваются торговлей спиртным. Они готовят и разнообразную закуску. Во-вторых, штрафовать положено предпринимателей за «допущение нахождения» детей в таких местах. Грубо говоря, чтобы соблюсти букву закона, в каждом секс-шопе или баре паспорт должны проверять на входе. Только так можно обеспечить соблюдение данного документа. Но, как известно, никто этого не делает, а тех, кто не делает, никто не наказывает.
К слову, аналогичная формулировка о «недопущении» касается мест, куда детям нельзя без родителей после 22-23 вечера. Туда включили парки, скверы, кладбища, интернет-кафе и другие не менее злачные места. Зачем депутаты периодически правят и дополняют данный перечень, остается загадкой. Но если что, нарушителей при желании каждую ночь можно ловить тысячами. Нужно ли - большой вопрос.
Не торгуй, не играй, не фотографируй
В Петербурге несанкционированная торговля наказывается штрафом. Несмотря на это в городе в ежедневном режиме действуют целые стихийные уличные рынки. Например, у станции метро «Проспект Ветеранов» - вереница торговцев тянется от автобусной остановки до вестибюля. Каждого из них при желании можно наказать. Во всяком случае это должны были бы делать по закону.
Это не мешает депутатам сочинять все новые и новые инициативы, направленные на ограничение торговли. Чтобы никто не сказал, что они не работают. Например, недавно депутаты приняли в первом чтении законопроект, полностью запрещающий продажу товаров на фестивалях и городских праздниках. Исключение составляют лишь магазины, постоянно работающие в местах проведения таких мероприятий. Если документ будет окончательно утвержден в таком виде, потеряют всякий смысл многие тематические мероприятия вроде фестиваля корюшки. Но при этом можно встать у «Проспекта Ветеранов» и спокойно торговать той же корюшкой хоть круглый год.
Еще один смешной закон запрещает игру на музыкальных инструментах в метро. О том, как он соблюдается, знает всякий, кто передвигается с помощью подземки. К слову, штраф составляет от 100 до 500 рублей. Другой вопрос – нужен ли вообще такой запрет. Как и другой – на использование в метро фотоаппарата со вспышкой. Как и десятки других столь же формальных, бесполезных и повсеместно игнорируемых запретов, которые ежегодно придумываются в Петербурге.