Найти в Дзене
Science & Future

Разбор полётов. Роскосмос VS SpaceX и будущее отечественной космонавтики. Мнения специалистов.

Мы уже и прочитали, и услышали мнения различных СМИ и заявления официальных лиц госкорпорации Роскосмос относительно состоявшегося пуска РН Falcon Heavy. В основном, хоть и не всегда, речь идёт о том, что всё это профанация. Но что на этот счёт думают научные журналисты, деятели науки и академики Российской Академии Космонавтики имени К.Э. Циолковского (РАКЦ)? Я задал вопросы относительно этого пуска своим постоянным спикерам Александру Петровичу Галкину, научному обозревателю телеканала «Культура», работавшему ранее в ЦНИИмаш в комплексе прочностных статических испытаний и Железнякову Александру Борисовичу, Академику Российской Академии Космонавтики имени К.Э. Циолковского (РАКЦ).

Невероятно эффектное приземление бустеров
Невероятно эффектное приземление бустеров

Для начала Александр Петрович, участвовавший в промышленных испытаниях ракеты Н-1, которая должна была отправить на Луну экипаж советских космонавтов в составе двух человек, Алексея Архиповича Леонова и Олега Григорьевича Макарова, дал максимальную оценку деятельности SpaceX. Он обозначил, что факт этого пуска очень важен для экспансии человека в космическое пространство в целом.

«Тому, что сделано, я бы дал оценку «отлично», потому что это перспектива на будущее. Конечно на Марс полетят не так скоро, так как это, скорее, мечты и пиар со стороны Илона Маска. Но то, что старт был успешным, говорит о том, что человечество будет и дальше продвигаться в космосе».
Визуализация советского лунного взлётно-посадочного модуля
Визуализация советского лунного взлётно-посадочного модуля

О том, что программа Илона Маска по освоению Марса является лишь пиаром мы слышим постоянно. Поклонники его деятельности скажут, что так говорили обо всём – и об электрокарах, и о возвращаемых ступенях, и о коммерческих многоразовых космических аппаратах – но всё это было сделано. И это действительно так.

Следующий шаг уже сделан
Следующий шаг уже сделан

Но не следует забывать, что все достижения, полученные компаниями Маска, основаны на существующих технологиях. Да, как отличный бизнесмен и CEO (Chief Executive Officer – главный исполнительный директор. прим. С), он сделал всё, чтобы занять, как говорится, передний край науки. Но покорение Марса – принципиально новая задача для всего человечества. При этом, Маск это понимает, не забывая и о далеко идущих планах и перспективах. Так, Железняков Александр Борисович считает создание FH продуманным долгоиграющим проектом:

«Давайте начнём относительно денег. Сам Маск никогда не стремился сделать именно эту модификацию Falcon коммерчески прибыльной. Он подчёркивал, что эта разработка ориентирована в первую очередь на будущее, то есть на отправку грузов к Луне и Марсу, а этот сегмент рынка на сегодня точно не является коммерческим. Только околоземная и геостационарная орбиты постепенно коммерциализируются. А для этих орбит мощности FH избыточны, а значит доставка с помощью этой РН космических аппаратов на данные орбиты нерентабельна.
Пока предполагаются только испытательные пуски. На этот год запланировано два – кластерный (пара десятков довольно тяжёлых КА), а второй – запуск арабского телекоммуникационного спутника. В обоих случаях, как я и говорил, мощности избыточны, но в этом смысле подсчёт затрат как таковых не ведётся, так как пуски эти испытательные. Задача Маска – научиться гарантировано запускать FH. А в целом, ракета эта для следующего шага в космонавтике – Луна, Марс, тяжёлые межпланетные станции и космические корабли».

Помимо этого, не следует забывать, что FH является промежуточным вариантом между F9 и BFR (Big Falcon Rocket) и служит для отработки части технологий очень большой и на этот раз принципиально новой РН.

Визуализация старта BFR
Визуализация старта BFR

В целом, здесь возникает серьёзный вопрос к государственным корпорациям, занимающимся освоением космоса – почему вы не работаете по таким принципам? Ведь на сегодняшний день, как поясняет Галкин:

«По факту нам, России, в очередной раз утёрли нос. Точнее даже Роскосмосу. Частная компания обогнала по количеству пусков госкорпорацию».

Так в чём же дело? Может уровень образования упал настолько сильно, что инженеры и учёные не дотягивают до уровня как времён Королёва, так и тех, кто работает в Space X?

«Следует понимать, отмечает Галкин, – что в команде Маска работают много иностранцев, среди которых больше всего именно россиян. Так что проблема именно в управленцах Роскосмоса. С мозгами у нас всё в порядке, но нет политической воли для их применения. Политическая воля в конечном счёте выражается деньгами, а денег мало того, что мало выделяют, так ещё большую часть просто разворовывают. Но то, что сейчас делается – это словно попытка застарелый туберкулёз лечить травками и мазями. В космонавтику необходимо вкладывать деньги и следить за тем, чтобы расходовались они по назначению. Идей в нашей стране хватает, но к сожалению молодые талантливые ребята ещё до окончания ВУЗов начинают искать себе места за границей».

При этом, руководство госкорпорации упорно не хочет признавать проблемы, ведь это будет эквивалентно признанию своей профнепригодности. Всем здравомыслящим специалистам понятно, что управлять отраслью должны заинтересованные в её развитии. Так, например, ни для кого не являются секретом прошлые «заслуги» руководства Роскосмоса на Автовазе, за которые их хоть и попросили оттуда, но, как это обычно бывает у нас, с повышением. Все помнят про скандал с хищением средств на космодроме «Восточный» и обклеенный кристаллами Swarowski мерседес, владельцу которого дали 9 месяцев тюрьмы, засчитав пребывание в СИЗО. К сожалению, подобные ситуации стали настолько привычными, что воспринимаются обществом абсолютно нормально и, если и вызывают негодование, то очень ненадолго.

Напомню, что пуск хоть и прошёл удачно, однако центральный блок потерпел крушение при посадке. Именно за этот факт зацепились все отечественные СМИ, выпуская публикации с кричащими заголовками вроде «Маску снова не удалось обмануть весь мир». Александр Борисович Железняков относится к этому факту более сдержанно:

«У любой ракеты можно найти недостатки, если искать, но на данный момент, это единственная ракета, которая позволяет выводить на орбиту грузы такой массы. Подобные РН так или иначе разрабатываются и в США (в смысле на государственном уровне в NASA, примечание С.), и в Китае, и в России, что говорит о том, что потребность есть и она чрезвычайно высока. Именно Маск стал первым, кто эту потребность удовлетворяет».

Заканчивая своё интервью, каждому из спикеров я задал вопрос о том, что, по их мнению, ждёт российскую космонавтику в ближайшем будущем и как возродить её былое величие, чтобы, как говорится, не позорить имена наших предков, которые были пионерами в этой области.

Железняков, как непосредственный представитель отрасли, дал не самый утешительный прогноз, но и совсем не похоронил космонавтику в России:

«В будущем мы возможно и сможем удивить, но сегодня таких проектов, которые гарантировано бы удивили мир, я пока не вижу. Это касается даже тех разработок, которые запланированы на ближайшие два десятилетия. Во-вторых, так однозначно оценить состояние и перспективы отечественной космонавтики невозможно, это очень долгий и детальный разговор. Сейчас лишь очевидно, что российской космонавтике трудно, в ближайшие десять лет легче не станет. Но от того, как будет протекать этот довольно болезненный период, зависит будем ли мы удивлять мир спустя эти двадцать-тридцать лет. Так что если говорить о далёкой перспективе, то да, безусловно, у отечественной космонавтики есть отличные перспективы, а если о ближайшей – скажем так, есть проблемы».

Подытоживая своё интервью Александр Петрович дал более лаконичный ответ:

«Вывод простой – если люди будут воровать, а мы продолжим гордиться лишь тем, что Королёв сделал ещё 60 лет назад, не будет у нас никакого космоса».
-6

С уважением, С.

Оглавление канала

Подписывайтесь на канал в Telegram, чтобы следить за обновлениями онлайн, и не пропускать интересные новости о науке и технике.