Когда тебе 23 и ты решаешь, идти или не идти на выборы, первым делом в голову приходит вопрос: а есть ли смысл? И следом второй: в этой стране вообще возможны честные выборы? Здесь под словом "честные" подразумеваю самое малое: что кто угодно не сможет подтасовать их результаты. Чтобы это выяснить, придется изучить ФЗ "О выборах президента РФ" и почитать историю. Надеюсь, будет нескучно. Присоединяйтесь!
Процесс
Сознательно опускаю статьи закона об агитации, выдвижении и регистрации кандидатов, опросах общественного мнения, финансировании и других сопутствующих выборам вещах. Сейчас интересен только процесс голосования, подведения итогов и определение результатов выборов. Начну по-порядку, и, простите, не буду цитировать закон, а попробую сконструировать происходящее в день выборов, чтобы понять, есть ли там место фальсификации.
Голосование
Итак, 18 марта я приду на избирательный участок. Войду в него и увижу 1) место выдачи бюллетеня; 2) место тайного голосования; 3) ящики для голосования. Возможно, камеры видеонаблюдения ( нельзя только в больнице, а в воинской части — по согласованию с руководством).
Член избиркома возьмет мой паспорт, найдет фамилию в списке зарегистрированных на этом участке избирателей и проверит, не подавала ли я заявление на голосование где-нибудь еще. В списке избирателей я внесу серию и номер паспорта и распишусь в получении бюллетеня.
То есть никто не может прийти и проголосовать вместо меня (если у него, конечно, нет моего паспорта или паспортных данных, но их кража, как и подделка подписей — это уже другое уголовно наказуемое деяние).
Возьму бюллетень. Это бумага с защитой от подделки (водяные знаки, защитная сетка, марка), на которой нанесена информация о порядке его заполнения, кандидатах и есть место для отметки нужного кандидата. С этим бланком я направляюсь в кабинку для тайного голосования, где и обозначаю выбор.
Вроде бы напечатать тонну пустых бланков нельзя, потому что каждая типография фиксирует число этих бланков в акте, если получились лишние — уничтожает, о чем тоже составляет акт. Но бланков все равно печатают на 0,5% больше, чем зарегистрировано избирателей на участке (это по закону). Каждый бюллетень заверяется подписями двух членов избирательной комиссии, то есть типография не может ничего "вбросить".
С "готовым" бюллетенем подхожу к урне для голосования и опускаю его туда. Готово!
Протокол
Дело сделано, мой бюллетень лежит в урне с кучкой других таких же бюллетеней. Вроде как здесь все прозрачно, пока пробелов, которые можно было бы использовать для влияния на результат, не видно. Но голосование — только верхушка айсберга. Самое интересное начинается дальше.
Когда голосование окончено, оставшиеся бюллетени "гасятся", их число фиксируется в акте. То есть, по идее, потом можно все посчитать. К тому же за уничтожением бюллетеней могут следить наблюдатели.
После завершения голосования, участковая избирательная комиссия оформляет протокол (м.б. электронным или бумажным). В протоколе указано название выборов, адрес помещения, а также:
1) число избирателей, включенных в список на момент окончания голосования;
2) число бюллетеней, полученных комиссией;
3) число бюллетений досрочного голосования;
4) число выданных избирателям бюллетеней;
5) число бюллетеней в ящиках для голосования;
6) число "погашенных" бюллетеней;
7) число действительных, недействительных, утраченных и неучтенных бюллетеней. 4
Также в протоколе отражается число жалоб, дата и время подписания, и имена всех членов избирательной комиссии. И, самое главное, в бюллетене отражается число голосов за каждого кандидата.
Самое интересное: могут ли в этом месте члены избирательной комиссии внести то, что им нравится? То есть поменять число голосов за каждого кандидата, распределить их по своему усмотрению? Вроде нет, потому что при подсчете голосов надо раскладывать бюллетени по кучкам, оглашая выбор; за этим могут следить наблюдатели.
Есть всякие нюансы подсчета голосов из урн для досрочного или выездного голосования, но там тоже, вроде как, все надежно.
Когда протокол заполнен, начинают считать: соотносят число голосовавших с числом бюллетеней и т.д. Сходится или не сходится — вносят об этом отметку.
Еще одна защита от фальсификации в протоколах: бюллетени не уничтожаются. Они хранятся упакованными в пакеты по кандидатам, и могут быть вскрыты по решению суда.
Когда с протоколом закончили, один его экземпляр вывешивается на всеобщее ознакомление, еще один — доставляется в территориальную избирательную комиссию. При передаче протокола могут присутствовать наблюдатели. Вся документация по выборам хранится год.
Итоговый подсчет
Когда в территориальную избирательную комиссию начинают "приезжать" протоколы, стартует подсчет. Суммирование данных происходит опять же в присутствии наблюдателей. Снова создается протокол. Один экземпляр отправляется в избирком субъекта РФ, другой хранится в защищенном месте.
Кстати, территориальная избирательная комиссия может пересчитать голоса избирателей из любой участковой избирательной комиссии. Вроде бы это норм. Еще одна гарантия.
После территориального избиркома в дело вступает избирком субъекта федерации, а потом и центральная избирательная комиссия. Везде за процессом следят наблюдатели.
Центральная избирательная комиссия проверяет протоколы, суммирует данные из них и определяет победителя голосования. В конце концов формируется итоговый протокол.
Итог
Ну что, после довольно вдумчивого изучения закона о выборах я изменила свое отношение к этому процессу. В общем и целом он построен так, чтобы исключить любые возможности манипуляции.
Сами посудите, если будет вопрос к результатам от Центризбиркома, можно (через суд) проверить протоколы избиркомов субъектов РФ, если вопросы останутся — территориальных избиркомов, потом участковых и в конце концов распотрошить мешки и пересчитать бюллетени. Так как по голове получат те, на чьем уровне было нарушение, мотивация это нарушение совершать должна быть очень низкой.
Теперь на свой вопрос "возможны ли в России честные выборы", могу ответить (не на 100%, но 90-95%) — возможны. Опять же напоминаю, под словом "честные" подразумеваю, что кто угодно не сможет подтасовать их результаты, не сможет просто взять и объявить, что победил кандидат "А".
Важно!
Несмотря на радость от продуманности процесса выборов я отдаю себе отчет, что он может давать сбой. Особенно на местах, в участковых избиркомах. Но в целом я уверена, что фальсификации с миллионами и десятками миллионов бюллетеней — а именно столько понадобится для влияния на результат — невозможны.
Где искать признаки "вброса" голосов — совет наблюдателям от председателя УИК
Если вам есть что сказать, пишите на vikulyya@yandex.ru. И не забывайте подписываться на канал :)
Если вы не в курсе, что здесь происходит, вот ссылки на предыдущие серии:
Выборы президента: успеть за 18 дней
Выборы глазами 23-летних. Проблемы поиска информации
Выборы глазами 23-летних. Ищем критерии достойного президента
Выборы глазами 23-летних. Идти или не идти