Найти в Дзене
Издательство "Шестерёнка"

Кто если не HUMVEE: Каким мог быть главный военный внедорожник США?

Военный автомобиль HUMVEE, который находится на вооружении армии США с 1985 года, стал таковым в насыщенной конкурентной борьбе. В 1979 году военное ведомство США объявило конкурс на HMMWV (высокомобильное многоцелевое транспортное средство), цельб которого было обновить парк армейских машин. Фаворитом оказалась разработка AM General, известная как Хамви. Автомобиль принял участие во всех военных операциях США на стыке веков, и стал своеобразным символом. Но времена меняются, и внедорожник, который недавно разменял третий десяток, постепенно заменяют на Oshkosh L-ATV.

M155 MUTT - тот, кому искали замену в 1979 году
M155 MUTT - тот, кому искали замену в 1979 году

Сегодня мы рассмотрим те проекты, которые наряду с победителем были отобраны для участия в тендере 1979 года, и вспомним: каким мог бы быть HMMWV.

Oshkosh L-ATV - тот, кто заменил старичка HUMVEE
Oshkosh L-ATV - тот, кто заменил старичка HUMVEE

FMC-AM General

Свою историю “Хамви» берет задолго до тендера 1979 года. Тогда, в инициативном порядке, компанией FMC началась разработка полноприводного внедорожника, который заменил бы существующие армейские машины США. Во второй половине 60-х заводские испытания прошел прототип XR311 в нескольких модификациях. Машина имела открытый или закрытый кузов и оснащалась различным вооружением и комплектацией, которая могла варьироваться. По своим габаритам XR311 соответствовал имеющемуся у армии внедорожнику M155.

FMC XR311 (1972) - машина, которая предвосхитила потребности военных
FMC XR311 (1972) - машина, которая предвосхитила потребности военных

Руководству FMC удалось заинтересовать военных своей разработкой, и десять опытных экземпляров были закуплены для армейских испытаний. К 1972 году машина прошла полный цикл опытной эксплуатации, которая продемонстрировала преимущества новинки. Но, несмотря на это, военным покупка нового транспорта показалась неуместной, и проект отложили. …Что бы через семь лет передать их AM General! По неизвестным причинам, FMC отказалась от участия в тендере, продав все наработки по XR311. Обновленный прототип получил индекс XM966. Машина стала больше, а мотор переместили в переднюю часть. Проект прошел все этапы армейских испытаний, и в 1983 году был заключен контракт с Пентагоном.

AM General XM996. В прототипе уже угадываются черты будущего победителя тендера
AM General XM996. В прототипе уже угадываются черты будущего победителя тендера

Teledyne Continental

Lamborghini Cheetah (1977) - машина со стеклопластиковым кузовом, которой планировали спасти компанию от банкротства.
Lamborghini Cheetah (1977) - машина со стеклопластиковым кузовом, которой планировали спасти компанию от банкротства.

В 1977 году итальянцы из Lamborghini оказались на грани банкротства: подорожание нефти резко снизило спрос на дорогие и быстрые автомобили, и руководство компании принялось искать решения для спасения марки. Одним из таких стал прототип под названием Cheetah. Строго говоря, машина была создана оборонным подрядчиком из США - Mobility Technologies International, после чего ее отправили в Италию. Там уже кудесники из Lamborghini колдовали над американским V8 от Chrysler, который работал в паре с трехступенчатой АКПП TorqueFlite. Готовая машина прошла через трудности еще до армейских испытаний. Вышеупомянутая компания FMC подала на MTI-Lamborghini в суд, считая, что концепция машины скопирована с их концепта XR311. Возможно, из-за этого прототип был передан компании Teledyne, которая неоднократно его перерабатывала, что результата не принесло.

Один из прототипов, представленных Teledyne к тендеру. Несмотря на доработки, заднемоторная компоновка сводила на нет все преимущества
Один из прототипов, представленных Teledyne к тендеру. Несмотря на доработки, заднемоторная компоновка сводила на нет все преимущества

Результат армейцев не только не строил, но чуть и не привел к жертвам. Внедорожник со стеклопластиковым кузовом, и заднемоторной компоновкой, оказался крайне непредсказуемой машиной. Считается, что единственный прототип был разбит. Что примечательно, его остатки не вернули в Teledyne.

Несколько более поздних прототипов, которые демонстрируют различное исполнение кузова машины
Несколько более поздних прототипов, которые демонстрируют различное исполнение кузова машины

Chrysler Defence – General Dynamics

XM998 от Chrysler обладал внушительными габаритами и архаичной рессорной подвеской
XM998 от Chrysler обладал внушительными габаритами и архаичной рессорной подвеской

Компания Chrysler, которая весьма успешно участвовала в оборонных тендерах, не могла обойти стороной этот эпизод. Создатели танка M1 Abrams представили свой прототип в 1978 году. Машина приводилась в движение бензиновым V8 собственной разработки или дизелем Deutz.К слову, такой двигатель был на ранних прототипах от AM General. Автомобиль массой в 7,8 тонн мог проехать почти 650 километров на одной заправке, и преодолевал 80-сантиметровый брод.

Более поздний прототип, уже от General Dynamics
Более поздний прототип, уже от General Dynamics

По неизвестной причине, в 1979 году проект передали в General Dynamics. После ревизии и переработки, масса снизилась до семи тонн, а единственным силовым агрегатом стал немецкий дизель. С ним машина разгонялась до 145 километров в час, и могла нести на борту до 900 килограмм груза. Обновленный прототип получил название XM998. Одиннадцать машин были направлены в армию для участия в испытаниях. Варианты машин отличались форм-фактором кузова и вооружением. Правда, ни единое исполнение не удовлетворило военных.

Массивная ходовая часть диссонирует с хлипким кузовом. Хотя, не исключено, что это особенность отдельно взятого прототипа
Массивная ходовая часть диссонирует с хлипким кузовом. Хотя, не исключено, что это особенность отдельно взятого прототипа

American LaFrance

Относительно компактный внедорожник с простым и технологичным кузовом военных не удовлетворил. А представьте себе "Падение Черного Ястреба" с таким автомобилем в главной роли?
Относительно компактный внедорожник с простым и технологичным кузовом военных не удовлетворил. А представьте себе "Падение Черного Ястреба" с таким автомобилем в главной роли?

Один из самых загадочных участников того тендера. В самой компании секрета нет – один из крупнейших производителей пожарной техники в США, а вот информации о прототипе крайне мало. На фоне конкурентов их автомобиль выглядит весьма забавно, но не стоит забывать – что он попал на армейские испытания, а это что-то да значит. Вероятно, специалисты American LaFrance решили пойти по пути наибольшей технологичности и небольшой стоимости. Но Холодная Война – это не тот период, в котором экономия военных бюджетов чего-то стоит.

Разработчики пожарной техники решили подойти к военному делу со своими канонами
Разработчики пожарной техники решили подойти к военному делу со своими канонами

FWD

Еще одна серая лошадка, которую с трудом можно представить на месте HUMVEE. Как и прошлый автомобиль – она имеет утилитарный кузов с большими свесами, которые негативно сказываются на проходимости. Внешне автомобиль мало чем превосходит находяшийся на тот момент на вооружении в США внедорожник M551.

Еще одна машина, которой не хватает внушительного облика, который невольно прослеживается во многих образцах военной техники. Машина смахивает на изделия советского "Самавто".
Еще одна машина, которой не хватает внушительного облика, который невольно прослеживается во многих образцах военной техники. Машина смахивает на изделия советского "Самавто".

Как видите, исход проекта HMMWV мог отказаться совершенно иным. Но военные - это одни из самых привередливых пользователей, а значит - изделие от AMG оказалось лучшим. Что, впрочем, подтверждается более чем 30-летней службой.