АЗЫ ВОЖДЕНИЯ БАЙКА ДЛЯ НОВИЧКА
Хотите уменьшить шансы попасть в аварию? Получите образование. Есть множество специальных курсов и мотошкол, в которых вас научат всем особенностям вождения байка. Есть курсы для новичков, которые впервые рискнут сесть на мотоцикл, также есть специализированные курсы экстремального вождения и для гонок на треке. Не пугайтесь цен - всегда можно найти хорошую школу по разумной цене.
Не стоит забывать про экипировку. Она не только может сохранить вашу жизнь, она еще позволит облегчить езду на мотоцикле, сделав её более комфортной, поможет лучше контролировать сам мотоцикл. Помимо всего прочего, яркая экипировка и светоотражающие элементы помогут другим водителям увидеть вас на дороге, что также поможет избежать одного из типов аварий, описанных ниже.
Для того чтобы уберечь себя от возможных аварий, сперва запомните:
- Не садитесь за руль, если у вас нет прав!
- В нетрезвом состоянии садиться на байк - табу!
- Без шлема и минимальной экипировки ездить опасно!
- Любая неисправность мотоцикла может привести к трагическим последствиям!
- СПИСОК РАСПРОСТРАНЕННЫХ ПРИЧИН МОТО ДТП
10. Автомобиль поворачивает налево перед вами
Наиболее распространенный тип аварии на дороге. Водитель либо не видит вас, либо неправильно судит о вашей скорости, поворачивая перед вами на перекрестке. Виноваты невнимательность, рассеянность, слепые зоны и банальная психология - водитель воспринимает лишь отсутствие машин, а не присутствие мотоцикла.
Как избежать: все просто - нужно внимательно следить за дорогой. Ваша задача как мотоциклиста состоит в том, чтобы развить в себе “шестое чувство”. Ищите любые признаки того, что водитель собирается поворачивать/разворачиваться - автомобиль находится на перекрестке, ожидая поворота, есть место в потоке около перекрестка, подъездной дорожки или автостоянки. В любой ситуации замедляйтесь, полагайтесь на тормоза и приготовьтесь к уклонению от препятствия. В случае опасности – всегда будьте готовы уклониться от угрозы!
И как только вы определили угрозу, вы можете внутренне проработать все уровни серьезности этой опасности.
Смотрите на колеса, а не на автомобиль - они дадут вам первый ключ к решению этой задачи. Всегда помните о тех, кто стоит позади вас или рядом с вами. Если вам нужно уклониться, вам всегда нужно знать куда именно! После первого анализа ситуации на дороге подумайте уже о ваших возможностях. Какова дорожная поверхность? Будет ли способен ваш байк справиться с полной силой тормозов или вы собираетесь их заблокировать - Вы же знаете, как использовать ABS (антиблокировочная система), не так ли?
Ни в коем случае не стоит «класть мотоцикл вниз». Ваш лучший шанс выжить – это максимально избавиться от возможной скорости перед столкновением, и вы должны сделать все возможное, чтобы мотоцикл был полностью вертикальным, используйте торможение двигателем и подтормаживание задним тормозом.
9. Занос на грунтовке
Вы попали в занос на участке из песка, гравия, листьев, конского навоза или всего чего угодно, что попалось на вашем пути. Вы вывернули переднее колесо и вас занесло.
Как избежать: не тормозите сразу же! Постарайтесь проехать в том же темпе, до того момента, когда ваша реакция и способность действовать эффективно будет соответствовать вашей возможности действовать эффективно. На дороге принцип «медленный вход, быстрый выход» – чрезвычайно важное правило. Входите в угол заноса как можно шире, чтобы увеличить обзор препятствия и на удобной для вас скорости. Вы можете немного ускориться на выходе из заноса, как только увидите такую возможность.
Торможение задним колесом – это более продвинутый навык, который вам нужно будет изучить и практиковать на площадке перед тем, как применять этот навык в городских условиях.
В идеале, план избежания аварии при заносе на неровной дороге следующий:
- ВЫРОВНИТЬ БАЙК
- ТОРМОЗИТЬ ПО ПРЯМОЙ ТРАЕКТОРИИ ОДНОВРЕМЕННО ЗАЖИМАЯ ОБА ТОРМОЗА
- ТОЛЬКО ПОТОМ ВКЛЮЧИТЬ СЦЕПЛЕНИЕ И МЕНЯТЬ СКОРОСТЬ НА НЕЙТРАЛЬНУЮ, ПЕРВУЮ ИЛИ ВТОРУЮ.
Да, в некоторых ситуациях это может быть неудобно, но, тем не менее, постарайтесь придерживаться данных правил, ведь жизнь и здоровье превыше всего!
8. Вы вошли в поворот слишком быстро….
…и теперь этот поворот неожиданно затягивается, или вы просто не ожидали столь длинного поворота.
Как избежать: не будьте дураком! Двигайтесь так быстро, насколько можете, ищите и используйте визуальные подсказки, такие как столбы и знаки, чтобы судить о направление дороги, даже если эта дорога исчезает на слепом подъеме.
Если вы окажетесь на повороте слишком быстро, лучшее решение - доверять мотоциклу и попытаться этот поворот преодолеть. Мотоцикл, скорее всего, больше способен на это, чем вы! Наклоняйте байк, насколько это возможно, смотрите в ту точку, куда вы хотите попасть, сохраняйте спокойствие и плавность в управлении. Не блокируйте тормоза, не бросайте газ и не делайте ничего, что может нарушить устойчивость мотоцикла и вызвать потерю тяги. Не паникуйте, если ваше колено или какая-то часть байка коснется земли - просто попытайтесь удержать этот угол наклона, ищите выход из поворота и вытаскивайте себя оттуда. Обратите внимание - торможение задним тормозом в повороте выравнивает мотоцикл, и траектория поворота выравнивается. Задним тормозом не тормозите, а подтормаживайте, иначе можно выехать с дороги.
7. Автомобиль перестраивается в вашу полосу перед вами
Вы спокойно едете по своей полосе, и, вдруг, автомобиль в другой полосе внезапно поворачивает на то место, которое занимаете вы. Помните, что наши крошечные мотоциклы легко вписываются в “слепые зоны” автомобилей, а водители едущих автомобилей психологически не воспринимают мотоциклы как равнозначное транспортное средство (вот, снобы!).
Как избежать: помните, где расположены “слепые зоны” и тратьте как можно меньше времени на нахождении в этих зонах. Если вы видите глаза водителя в их зеркалах, то у них также есть возможность увидеть вас (но помните, что все еще не всегда означает, что они вас видят).
Избегайте ситуаций, когда изменения полосы движения становятся более вероятным. Движение трафика на дорогах замедляется, причем одна полоса движется быстрее других? Автомобилисты обычно хотят быть в этой полосе. Не будь там, где они хотят быть.
Посмотрите на признаки автомобиля, меняющего полосу:
- поворотники
- вывернутые колеса
- автомобиль, смещенный к краю своей собственной полосы, в то время как водитель проверяет свои зеркала
- движущуюся головы водителей
6. Автомобиль ударил вас сзади
Вы останавливаетесь на стоп-знаке (перекрестке, пересечении, для того чтобы пропустить семью уток или ребенка), а водитель позади не видит вас или не пытается вас увидеть и въезжает прямо в вас на высокой скорости. Самой распространенной автомобильной катастрофой является «фендер-бендер» (амер. это обычно небольшой инцидент, но не настолько сложный чтобы не суметь уехать с места ДТП самостоятельно.) или по-русски - машины “поцеловались”. А мотоциклиста это может убить!
Как избежать: используйте автомобили как свою собственную “зону смягчения”
Я поясню что это - обычно это та часть автомобиля, в особенности крайняя передняя и задняя, предназначенные для легкого сгибания при столкновении и поглощения основной силы удара.
Один автомобиль остановился на светофоре с несколькими полосами движения, а за ним еще следуют еще больше автомобилей? Подайтесь немного вперед, и вы будете в безопасности от любых последующих ударов. На разделительной линии между линией машин это работает так же хорошо.
Нет свободных “зон смягчения”? Перестройтесь в сторону, уйдите с центра полосы, быстро включите-выключите тормозной свет, нажав на рычаг тормоза, правую руку держите на газу. Обратите внимание на то, что происходит за вами, и будьте готовы отскочить, если окажется, что кто-то вот-вот начнет в вас въезжать.
Также этот совет работает в таких ситуациях, когда вокруг плохая видимость, преобладает вождение в нетрезвом виде (бары вокруг вас и их посетители, которые вышли оттуда в 1 ночи), или когда остановки неожиданны, например: на пешеходных перекрестках, на очень оживленных улицах и таких “внезапностях”, как утки перебегающие дорогу.
5. Ваши приятели идиоты
Все мы знаем, как это бывает - группа отправляется на прогулку, когда один из них внезапно останавливается или типа того. Его приятель слишком занят, замечтался и ударил того сзади. Если это случилось с нами – может случиться с кем угодно.
Как избежать: убедитесь, что все знают о правильном этикете вождения и умеют кататься в шахматном порядке. Вы будете удивлены, сколько людей не знают об этой простой технике. Это увеличивает видимость, и движение мотоциклов не в линию друг с другом означает, что такое, пусть и временное, отставание не приведет к столкновению. Выбирайте себе разумных приятелей или катайтесь в одиночестве.
4. Вы заблокировали передний тормоз
Олень (милая девушка, полицейский…) остановили движение. Вы резко тормозите, и…. уже лежите на асфальте, наблюдая за своим передним колесом.
Как избежать: научитесь использовать передний тормоз. Это может показаться нелогичным, но передний тормоз является самым мощным и сложным компонентом в вашем мотоцикле. Он может снизить вашу скорость намного быстрее, чем ваш двигатель.
3. Открывающаяся дверь автомобиля
Самый большой промежуток в трафике обычно между линией припаркованных автомобилей и полосой активного движения. Итак, вы пробираетесь сквозь него, когда внезапно какой-то “Алёша-Ваще-Никуда-Не-Смотрю” распахивает свою дверь прямо перед вами.
Как избежать: никогда, слышите, никогда не ездите между активной полосой движения и припаркованными автомобилями. Не только из-за открытия дверей, но и потому, что пешеходы неожиданно могут выскочить, автомобили медленно выползают задним ходом и по еще миллионам других причин. Не делай этого. И если вдруг оказались в подобной ситуации - когда кто-то открыл дверь - следуйте всем рекомендациям выше и тормозите как можно сильнее. Даже если столкновение неизбежно, очень поможет сохранить себя в целости сброс даже небольшой части вашей скорости. Мотоциклисты называют зону рядом с припаркованными автомобилями - «зоной смерти» - и это не случайно.
2. Скользкая дорога
Осадки! Эти холодные, влажные и неожиданные сюрпризы…да еще стало скользко.
Как избежать: на вашем мотоцикле приличные протекторы или вы сглупили и решили, что трасса - это беговая дорожка покрытая резиной?? Подсказка: конечно нет! Пока вы используете на своем байке нормальную резину и эти шины не изношены, вы будете удивлены тому, насколько хорошо мотоцикл работает в суровых условиях. Просто замедляйтесь и будьте как можно более плавным на поворотах.
Также остерегайтесь ограниченной видимости во время дождя, тумана и неопытности водителей автомобилей - они, похоже, не понимают, что скользкие условия требуют более длинного тормозного пути и более раннего торможения.
1. Самая распространенная причина мото-аварий!
Согласно отчету Hurt Report 1981 года - крупнейшему исследованию, когда-либо проводившемуся по причинно-следственной связи мотоциклов - алкоголь является фактором в 50% всех мото-аварий.
Как этого избежать: не садитесь на мотоцикл пьяным.