В Историческом Музее Печорской Лавры есть документ/артефакт датированный 1000 годом это "Икона глаз Божий" и карта Узов (500 г.н.э и 1240 год ,"приход "войск Хана Батыя в Узию ...(есть 2 гипотезы этого,и об этом позже) Самая большая глупость это считать что гагаузы-произошли от турков..Напоминаем, что такая нация как турки возникли на арене -в 9 веке,и то искусственно . Как могут быть Гагаузы "тюрки"? "Тюрки"-это много народов - это больше собирательный термин. А Гагаузы выделились(из Ог Узов) как Европеоиды .Но с одним НО..
Государство Огузов играла важную роль в военной политической истории Евразии. В 965 году Огузы, в союзе с Киевской Русью, покорили Хазарский каганат. В 985 году союз нанёс поражение Волжской Булгарии, что привело к политической мощи огузской державы. Огузские племена, наряду с другими кочевниками Евразии, сыграли значительную роль в сердневековой истории Западной Азии и Восточной Европы. Вступление огузов на арену мировой истории произошло в эпоху насыщенную стремительными и бурными событиями. Это была пора гибели Саманидского и Буидского государств, распада Газневидской державы и заката Византийской империи. Значительным событием данной эпохи явилось образование империи Сельджукидов и начало крестовых походов, поэтому исторические судьбы огузов тесно переплетены со многими регионами Ближнего и Среднего Востока, Передней и Малой Азии. Заметный след огузские племена оставили и в истории Причерноморья, Южной Руси и Балканского полуострова.
Политический строй
Огузы делились на бузуков и учуков, входивших соответственно в правое и левое крыло их войска. Каждое из этих крупных групп состояло из 24 племен, делившихся, в свою очередь, на две равные части. Судя по огузским историческим преданиям, бузуки относились к числу "старших", а учуки - "младших" племен. Бузуки правого крыла пользовались большими привилегиями (по сравнению с учуками) при "избрании" верховного хана(Хан -Правитель). Очевидно, в дальнейшем разделение на бузуков и учуков приобрело черты военно-территориальной организации. Племена обоих крыльев огузского войска имели закрепленные за ними пастбищные выгона и угодия. Деление на бузуков и учуков соответствовало понятиям "внутренние" и "внешние" огузы. В их составе различались "чистокровные", "рожденные от наложниц-рабынь" и "присоединившиеся" к огузам роды и племена. Теперь немного Древней Части - Вначале были узы, они жили в разных местах земли, при этом Алтай можно назвать точкой их рождения. Потом было множество перемещений, смешение с другими племенами, в результате у отдельных летописцев появляются гузы. Гузы это те же узы, но на арабском языке, есть причина отметить, что говоря о гузах, следует понимать, что арабские или другие летописцы, скорее всего, перевели слово гагаузы, так как им было удобно или же у них был умысел скрыть переход узов в гагаузы (Старая Гузия, Малая Гузия «Гагаузия»). Многие учёные, для того чтобы не говорить узы пишут «древние Огузы». С радостью опровергаю казахские источники- заключений о корнях образования казахских жузов. Во-первых, это произошло не в 16 в., т. е. не четыреста лет тому назад, как утверждают большинство учёных, а в скифский период( в наш период), т. е., по крайней мере, к VII в. ДО НАШЕЙ ЭРЫ . О разделении скифов-гузов на три части говорит еще Геродот. Произошло это ещё при первоскифах, когда образовались три самых первых их родовых союза. Старшим братом скифом (гузом – жузом) был Липоксай, реконструированный нами как Алпоксай, и от него пошел союз родов албанов, которые и составляют основу старшего жуза казахов. Второго брата звали Арпоксай, и от него пошёл родовой союз аргынов, которые и составляют основу племени аргын среднего казахского жуза. Что касается младшего жуза, то у скифов он был связан с царским титулом младшего брата, Колаксая. Основу казахского младшего жуза составляет племя бий-улу – беки по происхождению. По всей видимости, это название произошло от царского титула Колаксая, заключающего в себе понятие бий правитель. Так же еще один весьма интересный факт - Самые ранние сведения об огузах относятся к IV-VI векам ДО НАШЕЙ ЭРЫ (РЕМЕНА ,КОГДА ХУННУ объеденились в единую державу)и содержатся в китайских династийных историях, где они именуются гаоцзюй (буквально - высокие телеги),а теперь читаем что пишут кит.летописи -ГАОЦЗЮЙ древний кочевой народ хуннского происхождения. Гаогюйцы потомки древних чи-ди (красные варвары). В III веке до н.э. чи-ди были вытеснены в степь, где они уже под самоназванием 'дили'(длинный язык) заняли пространство от Ордоса к западу. Потом китайцы начали называть их гаогюйскими динлинами.По мнению китайцев они были грубы, свирепы, не любят царскую власть, но с родичами живут дружно, в набегах всячески помогают друг другу. В бой вступают построившись клином, потом отступают, резко разворачиваются и вновь наступают. На свадьбе родственники невесты могут выбрать себе лошадей из табуна жениха и оседлать их, но родственники жениха пугают лошадей, чтобы скинуть родича невесты, выдержавший испытание -получает лошадь. Далее следует брачный пир и поездки к родителям невесты. Во время грома гаоцзюйцы радостно кричат и стреляют в небо с определённого места. Осенью там приносят в жертву барана и шаман читает молитвы, мужчины скачут вокруг на конях Племенной союз огузов (араб. - гузз, гузийа; ) Приаралья и присырдарьинских степей сформировался в VIII-IX веках из покинувших Центральную Азию огузов и тюрок (все заметили что это разные народности?)(кайыги, игдеры, баяты, баюндуры), а также из местных приаральских и семиреченских тюркских племён (печенеги, афшары, язгыры, тюкеры). Арабские географы X века отмечали, что в Янгикенте «царь гузов» живёт только зимой. Судя по сообщениям Махмуда Кашгари, оседлые группы концентрировались в небольших городках в нижнем и среднем течении Сырдарьи, на её притоках; их называли ятуки (буквально - лежачие), их главным занятием было выращивание проса и овощей. Жизнь кочевых ог-узов подробно описал Ибн Фадлан, который отмечал крайне слабую структуру власти, при которой все внутренние дела решались «советом» (то есть родовыми и племенными собраниями, возглавляемыми старейшинами); решения этих собраний были основаны на полном единогласии его участников. Государственную власть на местах представляли кударкины - «заместители» (наместники) ябгу. Наместники и окружающие их сановные лица (тарханы, иналы) контролировали регулярный сбор дани и вершили суд «по закону», то есть по обычному праву (тёре). В среде огузов существовало имущественное расслоение, частично связанное с интенсивной торговлей через «гузскую степь» между Поволжьем, Хорезмом и Мавераннахром. Важным фактором в государстве янгитентских ябгу оставались войны и набеги на оседлых соседей. Вытеснив из Прикаспия за Волгу печенегов, огузы регулярно совершали набеги на Хазарский каганат и Булгарию Волжско-Камскую (в союзе с киевскими князьями - Святославом Игоревичем в 965 году или в 968/969 годах и Владимиром Святославичем в 985 году), на Хорезм, на контролируемые чигилями и карлуками города Семиречья.