ОСТОРОЖНО! ВОЗМОЖЕН БАТТХЁРТ!
В рэп-баттле Оксимирона с Дизастером проявились многие черты, характерные для российского массового сознания, но сначала для правильного понимания контекста и масштаба мероприятия нужно сказать следующее.
Если баттл-рэп в США является субкультурой, то в России его, по крайней мере, после баттла Оксимирона и Славы КПСС, вполне можно отнести к феномену массовой культуры. Ситуация же с рэпом как жанром обратная: в России он только становится частью массовой культуры (в отличие от США, где это уже было реальностью в 90-х). Более того, у нас баттл-рэп способствует дальнейшей популяризации рэпа как такового: неслучайно рэп-артисты используют площадку Versus в качестве промо для своих грядущих альбомов и концертов.
Клюковка
Наверное, это покажется парадоксальным, но Мирону было легче подготовиться к баттлу, и дело тут не в оксфордском образовании. Общие знания среднего американца о России несопоставимы с информированностью россиян о США. Этнокультурные стереотипы о России достаточно жёстки и могут не меняться на протяжении десятилетий. Есть набор этих стереотипов, часть из которых может медленно уходить на скамейку запасных с сохраняющейся возможностью сыграть на концептуальном поле впоследствии. Как я писал в своем англоязычном блоге, происходит «клюквификация» (klyukvification), т.е. процесс создания стереотипного нарратива при помощи специфического применения явлений и понятий из российской культуры (в самом широком смысле слова): преувеличения определенных черт, использования их в другом контексте и т.д. Проще говоря, это приготовление «клюквы» той или иной степени развесистости.
Неудивительно, что Мирон знал об американской культуре, баттл-рэпе и Дизастере несравнимо больше, чем Дизастер о России и Окси. Башира (настоящее имя Диза) это не интересовало до самого последнего времени. Так, он, ничтоже сумняшеся, заявил в интервью:
Если вы до сих пор не убеждены, что я знаю русскую культуру, то вот вам. Некоторое время я был в spetznaz, пробовал все виды pelmeny. А еще знаю Cheburashka, Tchaikovsky, Makarov pistols, Sputnik, Roscosmos и Ivanushki International — как минимум того парня, что выглядит как Окси.
Комментарии излишни.
У меня так Запад уронили
Конечно, «Запад» никто не «уронил». По факту Мирон лишь реабилитировался после проигрыша Гнойному (как в своих глазах, так и перед аудиторией), подпитал чувство национальной гордости и – пока – не более того. Возможность записать песню под бит от Alchemist, скорее всего, ничего не изменит сама по себе, как это уже было с совместными треками Тимати со Snoop Dogg и другими ранее популярными рэперами.
В лучшем случае этот баттл – первый шаг Мирона в популяризации собственного бренда в США. Бытующее в российской рэп-тусовке представление о продвижении русского рэпа на Запад – одно из проявлений распространенного среди жителей России (вне зависимости от их достатка и политических убеждений) внутреннего диалога с воображаемой Америкой. Во многом это проявление национального ресентимента, свойственного для постсоветской России, которое и было выражено Оксимироном, процитировавшим известную фразу из «Брата 2». Такое отношение к Америке чем-то напоминает love-hate bromance между Шокком и Окси, или, как это сформулировал Слава КПСС: «я пинаю твой портфель, чтоб никто не догадался, что люблю тебя теперь».
Никакой русский рэп Оксимирон продвигать в Америке не будет даже не из-за отсутствия желания, а потому, что это попросту невозможно, как обмен папуасами стеклянных бус на айфоны. Как правило, всё происходит с точностью до наоборот. Америка, извините за тавтологию, слишком американоцентрична, чтобы воспринять какой-либо чуждый культурный продукт. Это тот горшочек, который не может не варить и переварит что угодно, дав на выходе чистейшую «американщину», пусть и под экзотическим соусом.
Такая вот культурологическая х***я.
Оригинал статьи на Armeyskov.com
Понравился материал? Поблагодарите автора через Яндекс.Деньги или другим способом.
Подписывайтесь в Телеграме: