На предприятиях используются различные виды организационных структур. Из выбирают в зависимости от задач, поставленных целей и функционального предназначения. Сейчас выработано несколько оптимальных вариантов. Давайте рассмотрим наиболее распространенные виды организационных структур.
Дивизиональная организационная структура
Распространены ситуации, в которых внутри крупных компаний существенно выделяются обособленные подразделения (так называемая департаментизация), если ее стратегические планы этого требуют. В данном случае структура будет дивизиональной (иерархической).
Основные черты:
Реализуется разделение задач и целей по отделениям и подразделениям (по снабжению, производству, сбыту и т.д.).
Способность «разгружать» вышестоящего руководителя с помощью делегирования полномочий.
Выделение наличия общего взаимодействия в общей системе всех элементов.
Определение компетентности при решении конкретной проблемы.
Недостатки дивизиональной структуры:
Сложность информационных связей.
Большие расходы на управленческий персонал.
Линейная организационная структура
Особенностью линейных видов организационных структур является наличие следующей взаимосвязи: исполнители – руководитель подразделения – высший начальник. В подобных компаниях классификация обеспечивает только вертикальные отношения, которые выделяются только на основании исполняемых функций.
Преимущества:
- Персонифицированная ответственность.
- Простые иерархические коммуникации.
- Экономичные и быстрые формы принятия решений.
- Простой контроль.
- Четкое разграничение компетенции и ответственности.
Недостатки:
- Большая нагрузка руководителя.
- Авторитарный ярко выраженный стиль руководства.
- Руководители низкого уровня специализации.
- Между исполнителями сложные коммуникации.
- К руководителю высокие профессиональные требования.
Линейно-штабные организационные структуры
В результате роста линейных видов, они начинают преобразовываться в линейно-штабные варианты организационных структур. По сути они аналог предыдущей структуры, только в штабах сосредотачивается управление. В результате формируют группу сотрудников, которая не может непосредственно давать исполнителям распоряжения. Они должны заниматься консультациями и подготавливать управленческие решения.
Преимущества:
- Баланс линейного и функционального руководства.
- Улучшение горизонтальной координации.
- За счет привлечения специалистов повышается качество подготовки решений.
- Снижение загрузки для линейных руководителей.
Недостатки:
- Нечеткость процедур принятия решений.
- Сложность вертикальных коммуникаций.
- Опасность конфликтов функциональных и линейных структур.
- За счет штабных структур увеличивается штат.
Функциональная организационные структуры
Результатом дальнейшего усложнения производственного процесса может стать необходимость в наличии специализированных участков, цехов, работников и пр. Постепенно начинают формироваться функциональные варианты организационных структур компании.
Сущность структуры заключается в распределении работы по функциям. Компания распределяется на элементы, которые имеют конкретные задачи. Постепенно появляется вертикаль: остальные сотрудники – секционные и функциональные руководители (производство, маркетинг, финансы) – начальник.
Преимущества:
- Простота создания и реализации одной инновационной политики.
- Высокие возможности координации.
- Специалисты с высоким профессиональным авторитетом.
- Риск ошибочных явления снижается.
- Профессиональная специализация руководителей подразделений.
Недостатки:
- Размытость границ компетентности и ответственности.
- Сложный контроль за ходом процесса по отдельным проектам и в целом.
- Персональная ответственность за конечный результат снижается.
- Отсутствует единое техническое руководство по проектам, продуктам.
Матричная организационная структура
Если появляется требование в ускорении обновления продукции, то применяют матричные варианты организационных структур. В действующей структуре начинают формировать временные рабочие группы. Их руководству передаются ресурсы и работники другого подразделения. В результате начинают оформлять проектные отделы, реализующие целевые проекты и программы. Они находятся в двойном подчинении и отличаются эффективной реализацией целей и гибким распределением кадров.
Преимущества:
- Простота реализации и разработки единой политики.
- Благоприятные условия стиля коллективного руководства.
- У функциональных руководителей высокая профессиональная квалификация.
- Административная и хозяйственная самостоятельность подразделений.
- Высокая адаптивность и гибкость основных подразделений.
- По проектам и продуктам четкое разграничение.
Недостатки:
- Возможность конфликта между функциональными и линейными руководителями из-за двойной подчиненности вторых.
- Опасность и необходимости компромиссных решений.
- Ослабление персональной мотивации и ответственности.
- Длительное согласование и трудности при принятии концептуальных решений.
- Высокие требования к коммуникации.
- Высокие требования к функциональным и линейным руководителям.