Найти тему
EcoGroup

Виды организационных структур

На предприятиях используются различные виды организационных структур. Из выбирают в зависимости от задач, поставленных целей и функционального предназначения. Сейчас выработано несколько оптимальных вариантов. Давайте рассмотрим наиболее распространенные виды организационных структур.

Дивизиональная организационная структура

Распространены ситуации, в которых внутри крупных компаний существенно выделяются обособленные подразделения (так называемая департаментизация), если ее стратегические планы этого требуют. В данном случае структура будет дивизиональной (иерархической).

Основные черты:

Реализуется разделение задач и целей по отделениям и подразделениям (по снабжению, производству, сбыту и т.д.).

Способность «разгружать» вышестоящего руководителя с помощью делегирования полномочий.

Выделение наличия общего взаимодействия в общей системе всех элементов.

Определение компетентности при решении конкретной проблемы.

Недостатки дивизиональной структуры:

Сложность информационных связей.

Большие расходы на управленческий персонал.

Линейная организационная структура

Особенностью линейных видов организационных структур является наличие следующей взаимосвязи: исполнители – руководитель подразделения – высший начальник. В подобных компаниях классификация обеспечивает только вертикальные отношения, которые выделяются только на основании исполняемых функций.

Преимущества:

  • Персонифицированная ответственность.
  • Простые иерархические коммуникации.
  • Экономичные и быстрые формы принятия решений.
  • Простой контроль.
  • Четкое разграничение компетенции и ответственности.

Недостатки:

  • Большая нагрузка руководителя.
  • Авторитарный ярко выраженный стиль руководства.
  • Руководители низкого уровня специализации.
  • Между исполнителями сложные коммуникации.
  • К руководителю высокие профессиональные требования.

Линейно-штабные организационные структуры

В результате роста линейных видов, они начинают преобразовываться в линейно-штабные варианты организационных структур. По сути они аналог предыдущей структуры, только в штабах сосредотачивается управление. В результате формируют группу сотрудников, которая не может непосредственно давать исполнителям распоряжения. Они должны заниматься консультациями и подготавливать управленческие решения.

Преимущества:

  • Баланс линейного и функционального руководства.
  • Улучшение горизонтальной координации.
  • За счет привлечения специалистов повышается качество подготовки решений.
  • Снижение загрузки для линейных руководителей.

Недостатки:

  • Нечеткость процедур принятия решений.
  • Сложность вертикальных коммуникаций.
  • Опасность конфликтов функциональных и линейных структур.
  • За счет штабных структур увеличивается штат.

Функциональная организационные структуры

Результатом дальнейшего усложнения производственного процесса может стать необходимость в наличии специализированных участков, цехов, работников и пр. Постепенно начинают формироваться функциональные варианты организационных структур компании.

Сущность структуры заключается в распределении работы по функциям. Компания распределяется на элементы, которые имеют конкретные задачи. Постепенно появляется вертикаль: остальные сотрудники – секционные и функциональные руководители (производство, маркетинг, финансы) – начальник.

Преимущества:

  • Простота создания и реализации одной инновационной политики.
  • Высокие возможности координации.
  • Специалисты с высоким профессиональным авторитетом.
  • Риск ошибочных явления снижается.
  • Профессиональная специализация руководителей подразделений.

Недостатки:

  • Размытость границ компетентности и ответственности.
  • Сложный контроль за ходом процесса по отдельным проектам и в целом.
  • Персональная ответственность за конечный результат снижается.
  • Отсутствует единое техническое руководство по проектам, продуктам.

Матричная организационная структура

Если появляется требование в ускорении обновления продукции, то применяют матричные варианты организационных структур. В действующей структуре начинают формировать временные рабочие группы. Их руководству передаются ресурсы и работники другого подразделения. В результате начинают оформлять проектные отделы, реализующие целевые проекты и программы. Они находятся в двойном подчинении и отличаются эффективной реализацией целей и гибким распределением кадров.

Преимущества:

  • Простота реализации и разработки единой политики.
  • Благоприятные условия стиля коллективного руководства.
  • У функциональных руководителей высокая профессиональная квалификация.
  • Административная и хозяйственная самостоятельность подразделений.
  • Высокая адаптивность и гибкость основных подразделений.
  • По проектам и продуктам четкое разграничение.

Недостатки:

  • Возможность конфликта между функциональными и линейными руководителями из-за двойной подчиненности вторых.
  • Опасность и необходимости компромиссных решений.
  • Ослабление персональной мотивации и ответственности.
  • Длительное согласование и трудности при принятии концептуальных решений.
  • Высокие требования к коммуникации.
  • Высокие требования к функциональным и линейным руководителям.