Не секрет, что большую часть своего времени дома Вы, уважаемые родители, проводите на кухне. Так вот: Не сажайте своего малыша перед телевизором, а возьмите его с собой и поиграйте.
Прислушайтесь к речи ребёнка. Всегда ли он правильно употребляет предлоги (на, над, за, под, в, перед, от, к) и согласует с ними существительные? Чтобы проверить это и закрепить правильные образцы, используйте игру «Что (кто) где?».
Сначала разберитесь, кто где находится на картинке (над грибом, за грибом, на грибе, около гриба, летит от гриба, к грибу). Потом переносите игру на другие предметы: возьмите домик (коробку) и игрушку (животное) и попросите ребёнка поставить игрушку на домик, над, за, под, между, перед домиком. После этого можно поставить несколько игрушек в разных местах и спросить у ребёнка, где кто находится.
Обратите внимание: ребёнок должен не показывать, а объяснять, кто где находится.
"Чего сколько?"
Многие дети не могут правильно соединить существительное с числительным и говорят, например: «5 яблока, 2 груш» и т. п. Считать имеет смысл до пяти, так как в русском языке окончания изменяются обычно при сочетании с числами 1, 2 и 5. Считаем всё (всех), что (кто) поддаётся счёту.
Когда ребёнок будет безошибочно соединять существительные с числительными, добавьте прилагательные: 1 красное яблоко, 2 красных яблока, 5 красных яблок и т. д.
"Скажи наоборот"
Далеко не каждый ребёнок легко подберёт «слово наоборот» (так мы называем антонимы). А это нужно прежде всего для сравнения, т. е. развития мышления.
Упражнения в образовании антонимов в разных частях речи:
- Существительные: смех — ..., лето — ..., день — ..., добро— ... , и т. п.
- Глаголы: пришёл — ..., нырнул — ..., влетел — ... , потерял— ... ,и т. п.
- Прилагательные: широкий — ..., маленький — ..., богатый — ... , холодный— ... , и т. п.
- Наречия: далеко — ..., высоко — ..., глубоко — ... , весело— ... , и т. п.
"Общие слова"
Эти слова реже употребляются в нашей речи, но они нужны для мышления, так как позволяют осуществлять операции анализа и синтеза. Задания могут быть двух видов:
- Назови: фрукты..., рыб..., мебель..., птиц...
- Назови одним словом: туфли, ботинки, сапоги - это (обувь); молоток, пила, топор — это (инструменты); сосна, берёза, клён - это (деревья)
"Кто что делает?"
Наличие разнообразных глаголов обогащает нашу речь, помогает различать их многочисленные смысловые оттенки. Учим подбирать слова-действия: «Что делает яблоко?» (зреет, наливается, созревает, краснеет, опадает, гниёт...); «Что делает волк?» (рыщет, воет, гонится, рычит, загрызает...); «Что делают врач, шофёр?..» (при изучении профессий).
"Один - много"
В русском языке есть несколько способов образования форм множественного числа. Дети часто их путают.
- стол — столы, стул — стулья, пень — пни, дом — дома.
"Слово на заданный звук"
Придумать слово на заданный звук не так просто, как нам кажется. Это целый ряд мыслительных операций, необходимых в дальнейшем при обучении письменной речи.
Придумывание слов на заданный звук: сначала — любых слов на какой-либо звук, а потом — по изучаемой лексической теме, например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас...).
"Исправь ошибку"
Упражнения по определению взаимоотношений действующих лиц. Обращается внимание на окончания и предлоги, которые оформляют смысл высказывания. Примеры предложений: «Груша ест мальчика», «Пол стоит на диване», «Окно смотрит в мальчика» и т. п. Ребёнок должен понять, что хотели сказать, и исправить ошибку, пользуясь только словами из предложения. Можно менять их место, окончания, но не сами слова.
"Третий лишний"
Назвать, что лишнее, и объяснить почему. Ребёнок не только должен сказать, что лишнее, но и обязательно объяснить, почему. В таких случаях наводящими вопросами подтолкните ребёнка к пониманию сути — признаков, по которым нужно объединять. Например:
- автобус - остановка - троллейбус;
- сосна — ёлка — шишка;
- ваза — роза — нарцисс;
- карандаш - бумага - фломастер;
- суп — тарелка — ложка;
- мама — соседка — папа;
- яблоко - яйцо - груша.
"Придумай слово"
Придумать слова, относящиеся ко времени года (зима — снег, мороз, лёд, стужа, метель, изморозь...; осень — листопад, лужи, грязь, урожай, линька, заготовки... и т.д.). Затем с этими словами можно придумывать предложения.