Найти тему
Русский Бастион

17 часов позора и унижения: гибель самого большого авианосца Второй мировой войны

«В мире были созданы три самые большие и бесполезные вещи — великая китайская стена, египетские пирамиды и японские линкоры класса «Ямато», – гласит японская присказка.

Линкоры немецкого военного флота «Бисмарк» и «Тирпиц» стали одними из самых грозных боевых кораблей Второй мировой войны. Так или иначе, но о них слышал любой, кто хоть немного интересуется историей самой кровопролитной войны в истории человечества. Однако самые большие линкоры были построены на другом конце света – в Японии.

-2

Мир на пороге войны

Линкоры типа «Ямато» имеют глубокую историю, уходящую корнями в политические игры 20-х годов прошлого века. Утверждение, что экономическая США зародилась в годы Второй мировой войны, когда евразийский континент оказался разорён войной несколько не верно. На деле Штаты получили своё решающее преимущество сразу после Первой мировой, хотя и по той же причине – Старый Свет был разрушен.

Ставку в своём военном превосходстве Штаты делали на флот. В 1922 году Вашингтоне состоялась конференция в составе США, Великобритания, Япония, Франция и Италия. На тот момент это были ведущие морские державы – Германия демилитаризована, а Россия погрязла в Гражданской войне. Официальная цель конференции – разоружение с целью предотвращения новых разрушительных войн.

На деле же задача перед переговорщиками была совсем иная – вынудить Японию, единственного конкурента Штатов в Тихом океане, от лозунга «Азия для азиатов». Угрозами, политическим и экономическим давлением западные страны вынудили Токио принять соглашении, по которому соотношение флотов США, Великобритании и Японии было следующим 5:5:3 соответственно.

-3

Вот только японцы не собирались отдавать инициативу американцам без боя, да и не верили они в то, что сами «западные партнёры» будут соблюдать Вашингтонский договор (и окажутся правы). Чтобы не дать повода Штатам раньше времени ввести санкции или двинутся войной командование императорского флота решило сохранить верность количественному соглашению, но брать качеством. Необходимые технологии планировалось получить у нацистской Германии.

Как ни парадоксально, но во многом именно амбиции и враждебность Запада толкнули Японию на союз с нацистами. Конечно, это вовсе не оправдывает выбор японцев, но более продуманная политика вполне могла привести к нейтралитету империи в грядущей войне, но был ли нужен такой нейтралитет США, стремившимся к абсолютной гегемонии в Тихом океане?

Огромный такой секрет для маленькой империи

Более 10 лет японский военно-морской флот выбирал, каким будет «оружие победы». Конструкторы предлагали десятки вариантов титанических судов. Так, если в 1922 году договор ограничивал суда водоизмещением всего в 35 тысяч тонн, то к 1934 году японцы готовились строить корабли в два раза больше. Адмиралы выступали за массовую постройку линкоров, и только адмирал Ямамото призывал обратить внимание на авианосцы, прикрытые манёвренными эсминцами. В своих выступлениях он заявлял, что в современных войнах линкоры-титаны будут столь же полезны, как самурайские мечи.

Первый сверхлинкор заложили в ноябре 1937 года. О масштабе судна можно судить уже по его названию. Так, по японской военно-морской традиции крупные суда принято называть в честь провинций. Но головной корабль получил имя Ямато – это древнее название всей японской империи. Корабль получил самые мощные орудия, калибр которые чуть-чуть не дотягивал до полуметра, и броню толщиной 41 сантиметр, позже дополнительно усиленную. Линкоры создавались для классических морских сражений и борьбе с такими же морскими чудовищами.

Строительство было настолько засекречено, что даже многие инженеры и работники не знали над чем трудятся. Различные части одного корабля проходили по документам как детали для совершенно разных проектов.

-4

Не ищем простых путей

К 1942 году было построено два линкора типа «Ямато», а ещё один находился на стадии достройки. Но в этом же году произошло Сражение у атолла Мидуэй и японские адмиралы неожиданно осознали, что линкоры больше не играют решающей роли в морских битвах.

Тогда командование приняло ещё одно «интересное» решение и приказало срочно переделать строящийся самый большой в мире линкор в самый большой в мире авианосец. Вот только приказать оказалось куда проще, чем воплотить это в жизнь. Два года инженеры пытались переделать корабль, но дело шло медленно. В 1944 году токийские верфи, где собирался корабль, начали подвергаться американским бомбардировкам. Японское «оружие возмездия» оказалось под угрозой.

«Ямато» и «Синано»
«Ямато» и «Синано»

Тогда для поднятия боевого духа линкор-авианосец поскорее приняли в состав флота и нарекли «Синано». 28 ноября 1944 года в 6 часов вечера гроза японского флота вышел в свой первый поход. Его направили на другой конец Японии, формально для комплектации авиакрылом. На деле же корабль отправлялся на достройку – на нём не было не только самолётов, но и большинства другого вооружения и оборудования, а вместе с командой в поход забрали и всех инженеров, которые занимались строительством. Капитаном назначили боевого офицера Тосио Абэ. Корабли охранения были даны под стать авианосцу – только три эсминца, потрёпанных боями и шедших на ремонт.

«Синано» за несколько недель до первого похода
«Синано» за несколько недель до первого похода

Для поддержания боевого духа команде авианосца в честь первого выхода устроили праздничный ужин. Тем временем недалеко от токийских верфей несла службу американская подлодка «Арчерфиш». Экипаж субмарины устал от пяти боевых походов подряд не меньше, чем и сама лодка. После этого похода лодка должна была пойти в ремонт, а моряки – на сушу. Но возвращаться можно было только после атаки на японское судно. Вот только как на зло ни одного японского корабля за последнюю неделю американцы не видели.

Сэр, на нас движется остров!

Неожиданно поздно вечером радиолокатор «Арчерфишера» обнаружил неопознанное препятствие сигнал, но из-за неисправностей оборудования американцы решили, что перед ними остров. Вот только спустя несколько минут оказалось, что остров плывёт. Капитан Джозеф Энрайт и не подозревал, что боевые корабли бывают такими большими, поэтому решил, что перед ним японский танкер. Идеальная цель – толстая и не огрызается. Локатор подтвердил его версию тем, что в сопровождении обнаружил только один эсминец. Началась охота.

Спустя час преследования Энрайт понял, что перед ним вовсе не танкер, а возможно тяжёлый крейсер. Также он заметил ещё два эсминца сопровождения, но отступать уже не собирался – все хотели вернуться поскорее домой.

Тем временем на «Синано», несмотря на праздник, заметили погоню. Но капитан Абэ приказал не обращать внимания на преследователя, хотя три эсминца могли разделать врага как свежепойманную рыбу. Абэ был уверен, что американец лишь заманивает его в ловушку. А рядом притаилась полноценная «волчья стая». Капитан отдал приказ увеличить ход и оторваться от преследователя без боя.

К часу ночи системы недостроенного авианосца перегрелись и скорость упала в два раза, враг начал достигать. Неожиданно наблюдатели заметили неясные всплески по левому борту и Абэ решил, что это новые американские субмарины и приказал совершить резкий поворот направо.

Для «Арчерфишера» это была неслыханная удача – неожиданно прямо у него перед носом оказался весь правый борт неопознанного гигантского корабля. Энрайт приказал пускать все шесть торпед и уходить на базу праздновать возвращение домой.

Колосс на глиняных ногах

Своей цели достигли четыре снаряда, все из которых пробили 20 сантиметров брони, корабль начал набирать воду. Такие попадания для линкоров «Ямато» не были критическими. Так, для уничтожения головного корабля серии американцам потребовалось 10 торпед и 13 тяжёлых бомб, на «Мусаси» ушло 12 торпед и 10 бомб.

-7
Элемент бортовой брони «Ямато», пробитый 406-мм бронебойным снарядом
Элемент бортовой брони «Ямато», пробитый 406-мм бронебойным снарядом

Только «Синано» хоть и приняли в состав флота, но готов к войне он не был. Переборки между отсеками не были проконопачены, а многие технологические отверстия не успели закрыть. Полчетвёртого ночи крен корабля составил 15 градусов и Абэ распорядился частично затопить левый борт. Следом он приказал увеличить скорость, но это было фатальной ошибкой – поток воды в негерметичный корпус усилился.

В пять утра стало ясно, что единственный шанс спасти корабль – выброситься на берег. С авианосца на линкоры пересадили всех гражданских и часть команды. Но спустя час вода затопила все паровые котлы и гигант остановился, не добравшись до берега. У трёх эсминцев не хватило мощи сдвинуть его с места.

К 10 утра всем стало ясно, что корабль погибнет и началась эвакуация 2000 тысяч моряков экипажа. Капитан Абэ и два его помощника торжественно передали корабельный портрет императора Японии, который имелся на всех боевых судах, на один из эсминцев, но сами решили погибнуть с кораблём. Абэ не мог простить себе такого позора и унижения, ведь самый большой авианосец в мире был потоплен всего лишь одной атакой небольшой подлодки.

Тосио Абэ
Тосио Абэ

Их судьбу согласилось разделить ещё около тысячи моряков. В 10:57 последняя надежда Японского императорского флота ушла под воду. Всего 17 часов просуществовал самый большой авианосец своего времени.

-10

Казнить нельзя помиловать

К слову говоря, капитан Энрайт за свой подвиг едва не отправился под трибунал. На базе решили, что он приврал о потопленном корабле-гиганте ради скорейшего возвращения домой. Никто не хотел верить, что американская разведка упустила из виду огромный боевой корабль. В итоге пришли к общему мнению, что был успешно атакован обычный танкер, а за танкер врага в тюрьму не сажают, но и наград не дают. Только после окончания войны американцы выяснили, кого же на самом деле атаковал «Арчерфиш» и Энрайту принесли извинения, сдобрив их Военно-морским крестом, высшей флотской наградой США.

-11

Хотите узнать больше? Оставайтесь с «Русским бастионом» и в ближайшее время вы узнаете о самой невезучей подлодке ВМФ США, дерзкой атаке японских подводников и о бессмертной советской субмарине. Автор от вас не скрывается за завесой анонимности и вы всегда можете найти его в VK.

Ещё по теме:

Смертельный бросок «Барракуды»: тайна боевой звезды на рубке АПЛ «Кострома»

30 лет подвигу «Беззаветного»: как американцы отомстили советскому корвету за дерзость

Fox News возмущён «княжескими» подлодками Путина и русскими императорами