Уже полночь, а ты еще даже не был в постели? Проверяешь последние посты в социальных сетях, сидишь в YouTube, слушаешь музыку или просто смотришь фильм на компьютере? Все еще не спишь, просто глядя на экран?
Эту сцену можно увидеть в домах миллионов молодых людей по всему миру.
Мы засыпаем все позже и часто спим меньше 7-8 жизненно необходимых часов в сутки. Это современная бессонница. О ней написаны книги, научные статьи и публикации в газетах и журналах.
Для мира технологий – это следующий рубеж инноваций, и инвестиции в технологии сна, как ожидается, достигнут 76 миллиардов долларов в год к 2019 году. А для людей – это нечто, что становится все более обычным.
В Швейцарии бессонница уже затрагивает около одной трети населения, по данным исследования, проведенного в период с 2009 по 2012 год Центром по изучению сна в университетской больнице Лозанны. И ситуация ухудшается каждый год, говорят доктора Хосе Хаба-Рубио и Рафаэль Хайнцер, авторы книги «Я мечтаю о сне». По их мнению, это действительно серьезная проблема.
Но откуда она взялась? И как приобрела такие масштабы?
По словам Хаба-Рубио, бессонница «появилась с эволюцией общества», особенно после изобретения электрического освещения. И эта проблема набирает обороты, добавляет Хайнцер, за счет «давления постоянно развивающегося мира и непрерывного взаимодействия, которое стало возможным благодаря новым технологиям, которые в конечном итоге нарушают ритм сна и бодрствования».
Американские ученые провели исследование трех племен, живущих без каких-либо технологий в своем быте. «Ни у кого из них не было ни слова о нарушении сна. Для них не существует понятия о «бессонница». Их сон по-прежнему является чисто естественным явлением», говорит Хаба-Рубио.
Это может быть действительно так. Но все еще остается вопрос о том, почему проблема бессонницы становится все хуже. В конце концов, лампочка Томаса Эдисона далеко не новое изобретение. Более того, сегодня подобное можно сказать и об Интернете.
Согласно Хаба-Рубио, ответ кроется в чрезмерно напряженном и быстром образе жизни, который широко практикуется сегодня. «В наших внутренних часах между сном и бодрствованием должен быть баланс, но с нынешним стилем жизни система бодрствования стала гипер-стимулированной. У нас так много дел – в профессиональном плане, но и в свободное время, что система сна не может компенсировать это состояние гипер-бодрствования», сказал он.
Тут вмешиваются и новые технологии. Если Интернет уже давно не является чем-то новым, то смартфоны появились в нашей жизни относительно недавно. И нельзя не признать, что они также вызывают проблемы со сном. При этом речь идет не просто о синем свете от экранов, который может не давать уснуть, а об эффекте привыкания, который современные технологии оказывают на человека.
В условиях ограниченного времени из-за работы, учебы, социальных контактов и т.д., интернет-продукты были спроектированы так, чтобы мы привыкали к ним и уделяли им как можно больше своего времени. Поэтому нередко мы стараемся «наверстать» свое онлайн-присутствие в часы, которые обычно предназначены для сна. И это становится все более распространенным явлением.
Кроме того, если в спальне есть мобильные устройства, например смартфоны, они также могут нарушить качество сна. Многие люди просыпаются посреди ночи, чтобы проверить новые уведомления или сообщения. Но, по словам Хайнцера, бессонница сама по себе намного более сложная вещь, и есть факторы, которые усложняют ее. «У нас действительно большие надежды на сон, и это настоящая проблема», прокомментировал он и отметил, что доказательством этого является множество гаджетов, которые люди покупают для анализа и/или улучшения качества сна.
«Но чем больше мы пытаемся контролировать наш сон, чтобы на следующий день быть продуктивными, тем больше он ускользает от нас. Эти чрезмерные ожидания создают своего рода фактор, который может вызвать бессонницу», говорит Хайнцер.
Но что такое бессонница?
Специалисты различают вторичную бессонницу (которая связана с другими патологическими состояниями – депрессия или респираторные заболевания). Однако по своей природе нарушения сна могут стать хроническими, что означает, что в случае вторичной бессонницы нарушения сна могут сохраняться даже после устранения патологии.
«В таких случаях вторичная бессонница становится патологией сама по себе, как будто мозг научился плохо спать», объясняет Хаба-Рубио.
Первичную бессонницу врачи обычно называют «психофизиологической». И не зря: если бессонница вызвана психологическим фактором или стрессом, «то она приводит к реальным изменениям в системе мозга. Иногда достаточно нескольких ночей плохого сна, чтобы появилась бессонница. Это плохое воспоминание остается и, в конечном счете, страх, что вы не сможете спать, становится тем, что мешает вам спать», говорит Хаба-Рубио.
Что касается лечения, большинство специалистов по проблемам сна говорят о преимуществах когнитивной поведенческой терапии, которая состоит из методов, помогающих научиться спать снова.
Нарушение связи между плохим сном и плохой эффективностью в течение дня также является способом блокировать беспокойство, которое может вызвать бессонница. «Очень важно, чтобы люди, страдающие от бессонницы, могли восстановить уверенность в своей способности спать», объясняет Хайнцер. «Это единственный способ разорвать этот порочный круг».