Найти в Дзене
Территория успеха

8 заблуждений, мешающих устроиться на работу

Сегодня поговорим о том, какие ошибки допускают кандидаты при трудоустройстве. Думаю, будет не одна публикация, в данном материале остановится на самых злободневных. 8. Обращаться за помощью к карьерному консультанту, считая, что он найдет работу или пристроит по своим знакомым, но при этом ничего не делая из того, что он советует (любимая фраза – «А вы трудоустраиваете?»). А вот и нет. То есть, конечно, связи у него есть, но с чего вы взяли, что он должен к ним прибегать? Думающие так почему-то забыли избитую фразу: «Поиск работы — это тоже работа». Сейчас карьерные консультанты закидают меня камнями, но, увы, приходится констатировать исходя из личного опыта, что правильный консалтинг не особо востребован в нашей стране — двое из трех клиентов ждут, когда консультант решит за них все сложности с трудоустройством. Иногда доходит до смешного — они рассчитывают, что за них будут откликаться на вакансии и договариваться о собеседованиях. Кстати, такие организации существуют, но, на мо

Сегодня поговорим о том, какие ошибки допускают кандидаты при трудоустройстве. Думаю, будет не одна публикация, в данном материале остановится на самых злободневных.

Фото: https://pixabay.com/
Фото: https://pixabay.com/

8. Обращаться за помощью к карьерному консультанту, считая, что он найдет работу или пристроит по своим знакомым, но при этом ничего не делая из того, что он советует (любимая фраза – «А вы трудоустраиваете?»).

А вот и нет. То есть, конечно, связи у него есть, но с чего вы взяли, что он должен к ним прибегать? Думающие так почему-то забыли избитую фразу: «Поиск работы — это тоже работа». Сейчас карьерные консультанты закидают меня камнями, но, увы, приходится констатировать исходя из личного опыта, что правильный консалтинг не особо востребован в нашей стране — двое из трех клиентов ждут, когда консультант решит за них все сложности с трудоустройством. Иногда доходит до смешного — они рассчитывают, что за них будут откликаться на вакансии и договариваться о собеседованиях. Кстати, такие организации существуют, но, на мой взгляд, это обычное мошенничество — как можно за другого человека договориться об интервью?

7. На вопрос «Почему вы хотите работать в нашей компании?» отвечать в стиле «Ваша компания — крупная, она соблюдает трудовое законодательство, предлагает бесплатное обучение английского языка и бесплатную парковку».

Думаете, что работодателю интересны ваши желания, ну, если вы, конечно, не Стив Джобс или Марк Цукерберг? Нет, неинтересны. Любого работодателя волнует только одно — как с вашим наймом улучшатся дела компании (вырастут продажи, снизится дебиторка или брак на производстве и т. п.).

6. Приукрашивать в резюме.

Можно приводить различные статистические данные, но общеизвестно, что в среднем каждое резюме приукрашено на 10%. Тоже самое касается и достижений, особенно, когда коллективные или даже чужие выдаются за свои. Думаете, что работодатели об этом не знают? Знают, еще как знают. Поэтому часто проверяют написанное в резюме, как обращаясь к предыдущим работодателям, так и задавая узкие специализированные вопросы. Так, однажды одной моей знакомой пришлось уйти через пару минут после начала собеседования на английском языке с экспатом, хотя в резюме было написано — fluent English.

5. Это заблуждение созвучно с предыдущим пунктом: приходить прокаченным карьерным консультантом на собеседование, но при этом ничего не знать и не уметь.

Нанимающим на работу сотрудникам известно, что часто карьерные консультанты помогают кандидатам проработать слабые места их карьеры или биографии, учат правильно отвечать на стандартные вопросы и т. п. Представьте, HR-менеджерам приходится собеседовать по 10 кандидатов в день, и они слышат одни и те же фразы изо дня в день. Стоит «копнуть» поглубже и обнажается такая пустота, что и сказать нечего. Лучше быть самим собой и отвечать на вопросы то, что думаете. Так хотя бы будет душевнее.

4. Не приходить на собеседование и не сообщать об этом, потому что «опаздываете, попали под дождь и намокли, не нашли офис и т.п.».

Лучше позвонить и предупредить об опоздании — всякое бывает: мне однажды пришлось собеседовать женщину, которая попала под такой проливной дождь, что одежду можно было выжимать. Сотрудники отдела персонала любезно одолжили ей какую-то одежду, пока во время собеседования сушилась ее собственная. К слову, на работу мы ее взяли, несмотря на комичность ситуации (да-да, мы все помним про то, как нужно одеться на собеседование). Если «страшно» позвонить, напишите смс или по электронной почте.

3. Принимать решение о трудоустройстве в компанию или даже о том идти или нет на собеседование, основываясь на отзывах о компании в черных списках компаний-работодателей.

Тема неоднозначная, но задам вектор, над чем можно подумать. Считается (и не только в рекрутменте), что в основном пишутся негативные отзывы — довольный человек реже расскажет о достоинствах компании или товара. Поэтому тот массив негатива, который присутствует на сайтах-отзовиках, свидетельствует о том, что позитивных отзывов должно быть в несколько раз больше, чем отрицательных (просто их нет). Знаю массу примеров, когда при наличии большего числа негативных отзывов другие члены компании удачно работают (например, в другом отделе).

2. Считать 23-летнюю девочку-интервьюера непрофессионалом, хамить ей или вообще отказываться проходить собеседование, требуя начальника отдела персонала или первое лицо компании.

Довольно распространенная ситуация в большинстве российских компаниях: с кандидатом на должность исполнительного директора проводит собеседование HR-менеджер, только вчера закончившая вуз. «А о чем с ней вообще говорить?», – думают кандидаты. И они правы. Но, научившись проходить собеседования с такими интервьюерами, вы получаете неоспоримое преимущество — читай, доступ к телу лица, принимающего решение. Поэтому рассказываем о себе и своем опыте комплексно, без мелких деталей, чтобы она могла составить о вас благоприятное первое впечатление и пропустить на следующий этап собеседований.

1. «Нестандартно» или, на ваш взгляд, «креативно» выделяться из общей массы кандидатов.

Из наиболее запомнившихся случаев могу вспомнить следующие: кандидат-мужчина, надушившийся так, что в тесной переговорной мне стало плохо (к слову, это было самое короткое собеседование в моей практике — 5 минут); кандидат-женщина, которая услышав мой простуженный голос по телефону, принесла котомку с домашними заготовками; другая дама в категории 40+, пришедшая на собеседование в прозрачной блузке с не очень красивыми прелестями (простите) и, кстати, требующая первое лицо компании (мужчина)... А фотографии в резюме? О, у меня даже есть отдельная подборка. Из «любимого» – мужчины с голым торсом или во фраке, одетом на голое тело, дамы в купальниках... В общем, быть серой мышкой не стоит, но и стараться выделиться вот так из толпы — тоже.

Удачного трудоустройства!