Главная книга христианства – Библия. В ней заложены все основы христианского вероучения, этические нормы поведения человека в обществе, общечеловеческие культурные и правовые основы человеческого бытия.
Согласно Библии и христианскому вероучению, первый человек сначала не имел представления о законах морали, понятия добра и зла не были ему органично присущи.
В таком состоянии человек мог нарушать нравственные законы, но только невольно (без умысла и пристрастия), невольные нарушения закона не могли быть вменены человеку в вину, потому что он в принципе не понимал что такое добро и зло.
Человек, не имевший понятия о добре и зле, не мог вступить в противоречие с совершенной волей Бога, но это единение в добре не было результатом свободного выбора человека, оно было для человека неизбежно.
Вкусив запретный плод, первый человек вкусил знание нравственного закона вопреки воле Бога, человек был предупреждён о том, что знание закона повлечёт за собой страдания и смерть, то есть знание закона повлечёт ответственность за его несоблюдение.
Необходимость подчинения человека законам добра, необходимость их принятия человеком - это не каприз Господень, это единственная возможность обеспечить гармоничное, братское существование любого сообщества.
А какую цель, кроме устроения совершенного бытия, может преследовать Господь Бог?
И библейские пророчества, и вся логика христианской теории эволюции бытия свидетельствуют о намерении Бога устроить совершенное бытие, но гармоничное мироустроение может основываться только на всеобщем и добровольном соблюдении законов добра.
Необходимость единообразно - предсказуемого поведения человека в обществе вынуждает общество устанавливать нормы поведения, (этикета) который и принимается общественным сознанием за нормы морали. Поведенческие традиции этикета не имеют прямого отношения к морали, и потому часто воспринимаются со стороны как нелепые и комичные неписаные законы, которые со временем приходят и уходят, в отличие от вечных и неизменных законов добра.
В христианской системе взглядов основополагающими являются понятия добра и зла, понятия исконного, всеобщего, безусловного закона, закона заведомой справедливости, правоты и праведности. К интуитивному пониманию законов добра и зла (к совести) человечество получило от Бога так же прямое, точное, ясное изложение этих законов, содержащееся в Евангельских заповедях.
Евангельская этика отличается от прочих моральных кодексов: отсутствием в ней частных, преходящих поведенческих норм; исчерпывающей предметной полнотой; всеобъемлющей универсальностью; и невероятной нравственной высотой.
Эта качественная исключительность евангельской этики свидетельствует не только об ее предметной истинности, но и об ее сверхъестественном происхождении.
Об исключительности евангельской этики свидетельствует хотя бы то, что в иных этических системах полностью или почти полностью отсутствует принципиально важная для гармонии человеческих отношений, сложная для понимания, и очень болезненная этическая дилемма: гордость-смирение, занимающая в христианском нравственном богословии одно из центральных мест.
Евангельские (этические) законы, (законы добра и зла) преследуют ту же цель, что и два других поведенческих кодекса: право и этикет - это поддержание порядка в обществе
Библейские этические нормы осуждают ложные религиозные культы и обряды. Множество околохристианских сект не способны сделать человека лучше, ибо их модели вероисповедания носят мально - обрядовый, или ограниченно - избирательный, или необременительно - удобный характер.
Ложные религиозные учения декларируют, что для обретения благоволения Божьего, достаточно одного лишь поклонения Ему, а это значит, что подлецы и злодеи будут любезны Богу только за свою угодливость. Предостережение Господне: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7.21).
Воля же Отца Небесного, изложенная в Евангельских заповедях заключается исключительно в этических требованиях, предъявляемых человеку.
Классификация христианских понятий, относящихся к предмету морали, привела некоторых библиологов к построению следующей этической системы:
1. Совесть - (самокритичность, честность, добросовестность, покаянность, самоосуждение и т.п.).
2. Любовь - (доброта, альтруизм, благожелательность, сострадательность, милосердие, отзывчивость, жертвенность и т.п.).
3. Терпимость - (прощение, сдержанность, уступчивость, снисходительность, великодушие и т.п.)
4. Умеренность - (умение довольствоваться малым (имеющимся), воздержанность, аскетичность, неприхотливость и т.п.).
5. Скромность.
«Блаженны нищие духом». (Мф.5.3) - это важнейшая нравственная заповедь христианства, она обычно трактуется как: счастливы совестливые (в словаре древних иудеев не было слова «совесть»).
Совестливость, в понимании христианской этики - это способность замечать в себе проявления зла, несправедливости, непорядочности, порочности и устыжаться их. Интересы совести всегда направлены против эгоистических интересов человека.
Самодовольный может быть столь виртуозен в самооправдании, что будет видеть себя добропорядочным, даже если у него руки будут по локоть в крови. Совестливый же, избегая стыда перед судом своей совести, избегает делать зло, таким образом становясь совершенней.
Совершенство человека может определяться только тонкостью видения им своего зла, и мерой стыда перед его совершением. Человек может преодолеть свою неправедность лишь в той мере, в которой сможет ее осознать.
Самодовольный старается выявить как можно больше пороков в окружающих, но лишь для того, что бы затмить свои. Слова Христовы: «И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: «Дай, я выну сучек из глаза твоего»; а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего». (Мф.7.3,4,5).
Согласно христианскому вероучению невозможно быть безупречно - добросовестным хотя бы из-за того, что зло неотъемлемо от любых человеческих проявлений, но возможно увидеть свою вину, раскаяться и стать лучше. Раскаяние - это признание справедливости нравственного закона и своей вины перед ним.
Любовь - первая заповедь мира. Слова Христовы: «Возлюби Господа Бога твоего... сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Мф.22.35-40). Христианская любовь определяется и проявляется как:
- благожелательность (желание блага другому как самому себе, доброта);
- сострадательность (следствие благожелательности), милосердие, отзывчивость, сочувствие, неспособность причинить зло (человек сострадательный не способен причинить зло другому, потому что это было бы равносильно причинению им зла самому себе);
- жертвенность (следствие сострадательности), щедрость, самоотверженность, подвиг;
- соучастие радости (следствие жертвенности);
- симпатия (следствие соучастия радости, расположение, приязнь);
- духовное влечение: (следствие симпатии) стремление к общению, единению и братству;
- телесное влечение – эрос, нравственная семейная жизнь.
Бездушность, безжалостность, бесчувственность, грубость, жадность, жестокость, наглость, нетерпимость, черствость, способность причинить зло - вот проявления эгоизма. Живущий для себя, своими интересами и представлениями легко пренебрегает и жертвует интересами окружающих хотя бы в силу своего эгоистичного понимания справедливости.
Почтение к родителям Иисус называет среди первейших заповедей (Мф.19.19), подтверждает справедливость заповеди «да умрет злословящий отца или мать» (Мф.15.4), признает за родителями первенство материальных интересов (Мф.15.5,6), и даже во время казни не забывает позаботиться о своей Матери и поручает заботу о ней своему ученику. (Ин.19.27)
Слова Христовы: «Всякое царство, разделившееся само в себе опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». (Мф.12.25) подчёркивают необходимость обоюдного прощения, как равновесия добра. Взаимная неприязнь, недоброжелательность, нетерпимость - вот причина разрушения любого человеческого сообщества, от семьи до империи. Мир разрушается столкновением различных представлений о справедливости. В конфликтах обе стороны всегда считают себя правыми, но по логике хотя бы одна из сторон всегда не права, и это всегда не мы?! Поразмыслите над этим….
Добродетель библейской терпимости заключается главным образом в отказе от беспредельных претензий на воцарение своих собственных представлений о справедливости. Терпимость - это миротворчество за счет личных интересов, это нераспространение ответного зла. Терпимость, это прежде всего способность прощать. Терпимость без прощения - это сокрытие зла. Простить - это, значит, принести в жертву миру раненую гордыню, праведную обиду, справедливый гнев, превосходство правоты, понесенный ущерб, надежду на месть. Прощение - это отпущение грехов против себя. Великодушие в прощении. Сильному легко прощать, слабому – трудно….
Христианская благожелательность к недругам заключается в Словах Христовых: «Вы слышали что сказано: люби ближнего своего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари». (Мф.5.43,44,46) Следует помнить, что речь в данном отрывке идёт о личных недругах, и не следует оправдывать личное кулачное право необходимостью защищать родину или другого человека.
Если вдуматься, то станет очевидно, что мера дружественности человека определяется не по его отношению к друзьям и близким, а по его отношению к посторонним, а в особенности, по его отношению к своим неприятелям.
Полюбить своего недруга вроде бы и невозможно, но если проявить христианское великодушие и не мстить ему, не злословить, не желать зла, думать о нем без злости, встать на его место и понять его, найти ему оправдание, а себе долю вины, пожалеть его пребывающего в заблуждении и злобе - вот вам и любовь к врагу.
Нравственная задача человека по отношению к удовольствиям и радостям бытия, это сохранение свободы своей воли от пристрастия к ним. Страсть к преумножению своего довольства является смертным грехом, то есть таким грехом, который становится натурой человека, который подчиняет волю, свободу и совесть человека необратимо. Зло смертного греха (страсти) в том, что человек, попавший в его власть, становится не волен в выборе модели своего поведения, он становится недружественным и даже опасным сопричастником бытия.
Ещё один постулат христианской этики заслуживает внимания – умеренное и разумное удовлетворение потребностей человека. Потребности человека бывают трех видов:
- Физические потребности (проявляются как пристрастность к удовольствиям и комфортности бытия).
- Потребность в безопасности (проявляется как тревожная озабоченность перед возможными болезнями, бедами, бедностью, болью, голодом, врагами и тому подобным, и как стремление предохраниться и застраховаться от всего вышеперечисленного).
- Эмоциональные потребности (проявляются как пристрастность к приятным и сильным эмоциям и впечатлениям, как стремление к развлечениям, играм, зрелищам, событиям, к информации, к алкоголю и наркотикам).
Эмоционально-информационная недостаточность (скука) обращает на себя внимание лишь в крайних своих проявлениях, в действительности же скука преследует человека непрестанно и является одним из основных стимулов к действию. Как только человек перестает чем-либо заниматься, в отсутствии внешних источников впечатлений его тут же настигает приступ эмоционально-информационного голода, который и толкает человека к действию. Эмоциональный голод (скука) порождается праздностью, внутренней бессодержательностью человека и его привычкой к сильным эмоциям и впечатлениям.
Подобным образом можно рассмотреть все библейские этические нормы бытия. Как видно, все они основаны на общечеловеческих ценностях и присущи вероисповеданиям абсолютного большинства религий мира.
***
Дик Н.Ф. Культура и традиции мировых религий: Учеб. пособие. - Ростов н/Д. «БАРО-ПРЕСС», 2006 – 320 с.
Дик Н.Ф., Дик П.Ф. Культурология: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.–390 с.