Найти тему

Право в Древней Греции — законы, основанные на древних обычаях

До наших дней не дошло никаких прямых источников древнегреческого права. Но сохранившиеся труды античных мыслителей, историков, писателей дают сведения о законах, позволяют составить о них достаточно целостное представление.

Полисное устройство, предполагающее, что каждый город — отдельное государство, давало возможность каждому из них иметь собственное законодательство. Во времена архаики основным источником права были обычаи, письменная фиксация которых не производилась. Даже в классический период правовые нормы существовали, например, в Спарте исключительно устно. На этом фоне выделяются Афины, имевшие письменные нормативные акты.

Статуя Солона в библиотеке Конгресса США
Статуя Солона в библиотеке Конгресса США

Здесь в VII в. до н.э. архонт Драконт на основе существовавших обычаев создал законы, на которые ареопаг опирался при вынесении вердиктов. Веком позже Солон разработал целую законодательную систему, ставшую основополагающей для Древней Греции. Благодаря законам Солона стало возможным четко отрегулировать имущественные отношения. В условиях становления частной собственности такая правовая определенность была необходимостью.

С развитием афинской демократии силу закона обрели решения народного собрания. Участвовали в них только свободные мужчины старше 18 лет, родители которых — граждане Афин. Из граждан выбирались члены Совета пятисот и судьи. За совершенные преступления афиняне получали ограничение в правах или полностью лишались их.

Греки делили противоправные деяния на два вида: против личности и против государства. Любой человек (чаще всего потерпевший) мог обвинить другого в совершении подобного действия и начать судебное разбирательство. Доносительство было довольно распространенным явлением, однако за ложные обвинения судили уже самого сикофанта.

«Смерть Сократа» (фр. La Mort de Socrate) — историческая картина Жака-Луи Давида (1787)
«Смерть Сократа» (фр. La Mort de Socrate) — историческая картина Жака-Луи Давида (1787)

Наказания ранжировались согласно тяжести преступления. Вор-рецидивист мог стать по решению суда рабом, нанесение ущерба имуществу влекло за собой его компенсацию, а если ущерб был нанесен умышленно — то двойную. Рабов наказывали телесно. Свободные граждане могли лишиться прав, изгоняться из города или быть казненными. Один из видов казни — добровольное принятие осужденным яда — широко известен потому, что именно так был лишен жизни великий философ Сократ. Мыслитель был обвинен в государственном преступлении. Письменное заявление против Сократа написал некий Мелет.

Ставьте лайк и подписывайтесь! Следите за нами во ВКонтакте!