Найти в Дзене
ABW

Эксперимент ABW.BY. В чем опасность неисправной ABS?

Вышел из строя колесный датчик - сломалась ABS? А зачем ее чинить, ведь раньше все ездили на машинах без антиблокировочной системы - и все было нормально. Но есть нюанс…

Дело в том, что в старых автомобилях в задней части кузова стоял регулятор тормозных сил (РТС), который предотвращал блокировку задних колес. В современном автомобиле за все отвечает электроника. Если она выходит из строя, экстренное торможение на дороге может закончиться плохо. Об этом - в нашем видеосюжете.

Устройство то в народе называлось "колдуном". По легенде назвали его так потому, что якобы никто не знает, как оно работает. Каким-то волшебным образом "колдун" предотвращает блокировку задних колес, когда машина "клюет носом" при торможении. Чудеса, да и только. А это важно - машина в таком случае не пойдет юзом, ее не развернет при резком торможении. 

-2
-3

На самом деле никаких чудес. РТС соединен с балкой заднего моста при помощи тяги и торсионного рычага. Последний воздействует на поршень регулятора. Вход регулятора соединен с главным тормозным цилиндром, а выход - с задними рабочими. "Колдун" сегодня не устанавливается на автомобили, оснащенные системой ABS, хотя поначалу РТС и ABS могли дублироваться. 

-4

На относительно старых автомобилях ABS в наших условиях легко выходит из строя, поскольку колесные датчики зимой "живут" в неблагоприятных условиях. А так как РТС нет, то машина со сломанной ABS опаснее, чем автомобиль, у которого антиблокировочная система не предусмотрена конструкцией. Ведь задние колеса при экстренном торможении будут блокироваться.

-5

Соответственно регулятор тормозных сил у автомобиля без ABS тоже может выйти из строя, его обычно в таком случае вырезают. Что при этом происходит при экстренном торможении? Поводом для подготовки данного материала стал рассказ знакомого в Facebook про его пируэты на дороге на Peugeot 405 с вырезанным РТС. Это весьма высокохудожественное повествование приводим практически без сокращений:

"А знаете, как оно обычно бывает? Ты просыпаешься необычайно бодрым, потому что на улице зимняя сказка. Не то что я люблю зиму, скорее наоборот, но сегодня был прекрасный первый красивый день. Я впервые за зиму стряхнул со своего французского "сарая" снег и поехал в строительный магазин. Все как обычно, как всегда. Ехалось хорошо, но с оговоркой. Дурная мысль не давала полного расслабления: день-то красивый, но на дороге скользко, трассу еще не чистили, и очень сильно не хотелось бы сегодня умирать. В этих мыслях и песнях я и докатился до поворота на полигон "Северный", когда мне прямо под колеса на дорогу выбежал небольшой кокер-спаниель. 

-6

Да, надо было давить, знаю. Но собаку стало жаль, тем более что хозяева мало того что "синяки", так еще и за животным не следят - дают ему расхаживать по дороге. Ну а дальше не скажу, что прям как в кино. За 10 лет на дороге я кино и подлиннее видел. Руль в сторону встречной, тормоз-"газ", а фиг там - двигатель заглох от заблокированных колес. Еще попробуй справиться с рулем - в пальцах же сигарета. Поздно, угол скольжения относительно встречной полосы слишком острый - лечу боком через ледяной пухляк в обочину. И единственная мысль - на "встречке" никого, наверное, все будет хорошо. Через секунду в бок уже ехало такси. Повезло, что с внимательным водителем за рулем, который наблюдал мою несознательную джимхану с самого начала. Потом я перегнал машину на обочину и пошел убивать "синяков" монтажной лопаткой. Видимо, они поняли серьезность моих намерений и убежали в сторону дач вместе с собакой. Сегодня есть о чем думать весь день. О том, что день очень красивый, но и в такой день можно умереть. О том, что Sava Eskimo - резина, несмотря на мой скепсис по поводу ее способностей. Ну и чисто автослесарная мысль, что конструкторы не дебилы. И если в автомобиле сломался регулятор тормозных усилий, то надо его не выкидывать и соединять все напрямую, а искать новый. Он поможет если что". 

Попробуем смоделировать такую же ситуацию - торможение со сломанной ABS либо с неисправным регулятором тормозных сил, что в принципе одно и то же. Достаем предохранитель из тестового Suzuki Vitara, о котором мы недавно рассказывали на мове

-7
-8

Все, ABS неисправна. Вместе с ней отключаются и все остальные системы активной безопасности: распределения тормозных усилий, помощи при экстренном торможении, стабилизации, антипробуксовочная, помощи при спуске с горы и даже фиксации автомобиля на уклоне. 

Особенно обидно за систему стабилизации. Как показывают подборки с YouTube, даже небольшое скольжение автомобиля на зимней дороге обычно заканчиваются ритмическим заносом и вылетом в кювет. Ездить в наших краях в отличие от той же Финляндии не умеют абсолютно. Правда, наши водители легко улетают в кюветы и с ESP.

То же самое с системой распределения тормозных сил. Под правыми колесами будет лед, под левыми - асфальт. Экстренное торможение с неисправными системами активной безопасности - и привет, занос задней оси. 

-9

Моделируем такую ситуацию. Допустим, едем по МКАД, дорога уходит немного влево. Вдруг спереди происходит какая-то опасная ситуация - мы бьем по педали тормоза машины, у которой неисправна ABS.

-10
-11
-12
-13

Тормозим - все четыре колеса блокируются, машина идет юзом, ее заносит. О контроле над автомобилем говорить не приходится. Упражнение мы выполняем на скорости 40-50 км/ч, но практически на льду. А если развить "сотню"? 

Вашему вниманию - видео, на которых экстренное торможение происходило с явно неисправной тормозной системой.

Здесь для водителя Audi все закончилось хорошо. Но видно, что задние колеса при экстренном торможении были в дыму.

Примерно такая же ситуация.

Что произошло в салоне Volkswagen Passat - точно неизвестно, но видно, что задние колеса заблокировались. 

На этом видео у машины явно были проблемы с разностью тормозных усилий. За этим тоже надо следить.

-14

Возвращаем предохранитель - тормозим с ABS. Причем усложним задачу - сделаем это с объездом препятствия. Похожее упражнение есть в Центре контраварийной подготовки.

-15
-16
-17

Машина тормозит эффективнее, колеса не блокируются, сохраняется возможность маневрирования. Заноса задней оси нет. В общем, экстренное торможение происходит намного безопаснее. Хотя субъективно может казаться, что торможение с ABS происходит не так эффективно, как с визгом шин и заблокированными колесами, но замеры тормозного пути на многочисленных тестах показывают обратное.

-18

Противники ABS скажут, что все зависит от "прокладки" между рулем и сиденьем, ведь можно тормозить прерывисто - и все будет нормально. Однако, во-первых, этот навык водителями уже давно забыт - все привыкли в случае чего бить по педали тормоза в пол. Нужны отработанные рефлексы, чтобы пользоваться этим приемом, особенно в экстремальной ситуации. А во-вторых, ни один водитель не сможет сымитировать систему ABS.

Заблокировать-разблокировать колеса человек может успеть максимум три-четыре раза в секунду - это намного медленнее, чем работа антиблокировочной системы. ABS способна за несколько миллисекунд индивидуально регулировать тормозное усилие на каждом из колес. Степень проскальзывания колес неоптимальная, самому дозировать усилие очень сложно, а если покрытие неоднородное, то и практически невозможно. В отличие от антиблокировочной системы педалью водитель воздействует сразу на все колеса, а это может вызвать снос либо занос, потому как под колесами могут быть разнородные покрытия либо изменена загрузка по осям и бортам. Можно научиться маневрировать при прерывистом торможении, но нужны тренировки. В любом случае с ABS намного безопаснее. 

Конечно, есть и нюансы. Сама адекватность настройки ABS на некоторых моделях раньше вызывала отдельные вопросы. Известны случаи с растормаживанием колес при маневрировании либо торможении на разбитой дороге. Сегодня все эти системы постоянно совершенствуются, ошибки исправляются. На рыхлых поверхностях (песок, снег, гравий) машина без ABS тормозит эффективнее, поскольку заблокированные колеса буквально "закапываются" в песок, снег или гравий. Пусть в некоторых условиях жесткое торможение с блокировкой колес и обеспечивает более короткий тормозной путь, но оно же может спровоцировать и дестабилизацию автомобиля, особенно если под колесами "микст" или происходит движение по дуге. Об этом, кстати, мы уже подробно рассказывали

-19
-20

Так что если сломалась ABS, то нужно срочно ее чинить, тем более что ремонт будет стоить недорого. А пока водить следует очень осторожно, потому что экстренное торможение может закончиться не самым лучшим образом. О регуляторе тормозных сил на машинах без ABS тоже не забываем: установлен он не просто так, вырезать - так себе идея. Заблокированные задние колеса при экстренном торможении на дороге общего пользования в обоих случаях опасны.

Юрий ГЛАДЧУК
Фото и видео Ольги-Анны КАНАШИЦ
ABW.BY

Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber