Сегодня поговорим о книге "Дизайн вашей жизни: Живите так, как нужно именно вам", авторы: Билл Бернетт, Дэйв Эванс, издательство "Альпина Паблишер", 2018.
Основная философия этой книги заложена еще в заголовке: проектируйте свою жизнь, словно конструктор, изобретающий что-либо, и помните, что любой опытный образец рождается после десятка неудачных попыток. Авторы призывают каждую неудачу оценивать, как ступеньку к удаче, ведь отказ от чего-то неправильного приближает к поиску и нахождению правильного. А ведь действительно – как часто мы хватаемся за первый вариант решения проблемы, цель или вакансию, не оценивая другие варианты (или даже не видя их, если они завуалированы) лишь бы, по мнению Бернетта и Эванса, ухватить то, что находится в пределах доступности. "Не бойтесь оказаться в тупике. Состояние тупика – трамплин для творчества" – девиз этой книги.
Точные метафоричные примеры, искусно раскиданные по всей книге, настраивают на нужный лад: "Каждый раз, когда вам начинает казаться, что в вашей жизни все идет наперекосяк, вам стоит проверить исправность своего компаса", "Меняйте шины в своей жизни дважды в год", "Для того, чтобы найти свой путь, вам необходим не только компас, но и направление" и т.п.
Две из 11 глав книги посвящены именно поиску работы (7-8 главы), хотя я бы не рекомендовала начинать именно с них – прежде чем начать искать работу (или как говорят сами авторы, закладывая более тонкий смысл, – искать предложения, а не работу!), необходимо определиться с местом, где вы находитесь в текущий момент времени, и куда направитесь затем (направление движения).
Не знаете, куда направиться? Займитесь прототипированием, а проще говоря проведением экспериментов, чтобы исследовать вопросы, связанные с различными альтернативами жизненного пути. Создание прототипов в процессе жизненного проектирования включает в себя выявление полезных вопросов, скрытых пристрастий и предположений, стремительно повторяющихся и создающих импульс для движения по интересующему нас пути. "Прототипы должны создаваться так, чтобы задавая вопрос, вы могли получить информацию о том, что вас увлекает. Прототипы помогают выявить альтернативы, основанные на настоящем опыте. Это позволяет вам представить ваше будущее так, словно вы уже в нем живете. Получение нового опыта путем создания прототипов даст вам возможность понять, что будет собой представлять новая карьера, даже если это всего лишь на час или на день", – утверждают авторы.
Многие из нас, особенно в начале профессионального пути, делают выбор, основываясь не на личных желаниях или предпочтениях, а на мнении родителей, друзей, резко возникшей моды на профессию и т.п. Я довольно скептически отношусь к тестам по профориентации и разделяю подход большинства карьерных консультантов, которые советуют молодым специалистам искать себя, пробуя разные должности и сферы деятельности. Создание прототипов позволит больше узнать о желаемом выборе и принять правильное решение. Например, Бернетт и Эванс приводят пример одной дамы, которая любила итальянскую кухню и мечтала открыть магазин деликатесов и кафе при нем. Вместо того, что создать прототипы своей идеи (узнать, каково это целыми днями работать в сфере общественного питания, нанимать снова и снова персонал, проводить инвентаризацию, изучать содержимое продуктов и многое другое) и постараться заглянуть в будущее, она рьяно взялась за дело и пошла по пути преодоления трудностей – нашла помещение для аренды и деньги для первых вложений, наняла персонал, составила меню и много чего еще сделала для его запуска. А затем она оказалась в тупике со своим проектом, который, к слову, оказался успешным, и не знала, что делать дальше. Она поняла, что владеть кафе – это не то же самое, что его посещать или планировать его открытые. В итоге она его продала и занялась интерьерными проектами (вот оно планирование, то есть то, что ей нравилось делать на этапе открытия кафе) – чтобы найти себя, ей пришлось многое преодолеть, а ведь этого можно было избежать.
В конце каждой главы приводятся задания для самостоятельной работы – они позволят закрепить полученную информацию на практике. Главное – не пролистывать эти страницы с обещанием самому себе, что когда-нибудь вернешься к их выполнению, – знаю по опыту: не вернешься. Например, одно из упражнений будет полезно тем, кто оказался на перепутье – текущая деятельность раздражает, а что дальше неясно. В тетрадь (ее авторы называют дневником полезного времени) в течение двух недель нужно записывать обязанности, во время исполнения которых испытываешь скуку или беспокойство и, наоборот, – душевный подъем и прекрасное настроение. По сути, делать мониторинг рабочей деятельности. Затем, проанализировав, можно выяснить, на каком именно функционале сделать упор. Выполняя такое упражнение, только стоит помнить, что избавиться навсегда от рутинных, нелюбимых дел не получится, но их число и затрачиваемое на них время можно минимизировать.
А вот некоторые советы в книге, как искать работу, мне показались неработающими. Бернетт и Эванс приводят статистику на основе примеров их клиентов, что стандартные отклики на вакансии не так эффективны, как хотелось бы. Нельзя с этим не согласиться, но есть один нюанс. Они приводят пример, в котором кандидат отправил 38 откликов на вакансии и получил 8 отказов и ни одного приглашения на собеседование (в России, думаю, что эти цифры не лучше, если не хуже). Этому способу поиска работы они предлагают альтернативу – проведение так называемых прототипных бесед с людьми, в общении с которыми искренне заинтересованы. То есть, по сути, с потенциальными работодателями, во время которых вы, нет, не просите их о работе и даже не презентуете себя, а демонстрируете интерес к собеседнику и всему тому, что он говорит, поддерживая интересный разговор. В конце подобной встречи вы, будучи активным слушателем, должны получить предложение о работе, даже на должность, поиск на которую осуществляется в закрытом режиме или вообще еще закрыт. Приводя в противовес первым статистическим данным более радужную статистику, авторы уверяют, что этот способ поможет вам найти работу быстрее, чем если бы вы прибегали к стандартным приемам.
А теперь давайте представим, как это будет работать на практике. Смутно могу представить ситуацию, когда рядовому сотруднику удастся пригласить на встречу первое лицо компании, чтобы последний рассказал ему о своей жизни или работе. Вернее даже, пригласить, может, и получится, но не факт, что тот ответит на его приглашение и придет. Нет, я не говорю о каких-то менторских вечерах, ужинах или конференциях, где CEO делятся своим опытом – это совсем другая история. Затем, активное слушание, а на деле – выспрашивание, может смахивать на промышленный шпионаж, кто же будет рассказывать о своих проектах малознакомому человеку? Паранойя? Отнюдь нет – любая информация сегодня продается. А если вспомнить громкие случаи с подставами первых лиц организаций, то вряд ли захочешь раскрываться перед кем-либо, даже своими близкими и друзьями. В общем, список причин, на мой взгляд, неудачности этого способа можно продолжать еще долго. Но это не значит, что от него нужно отмахнуться. Нет, его можно и нужно адаптировать. Американские авторы, как и многие другие зарубежные бизнес-тренеры, в очередной раз показали важную вещь – наиболее интересные предложения и на лучших условиях можно получить, когда ты лично знаком с лицом, принимающим решение, когда у вас есть неформальные отношения и каждый из вас понимает, чем может быть полезен другому. При этом находитесь вы в равных условиях, без преобладания друг над другом, то есть вы не выступаете в роли просителя. Ваш профессионализм, понятное дело, подразумевается по умолчанию. В этом случае также не страдает самооценка (вспомним, какие эмоции мы испытываем, направив 100 откликов на вакансии и не получив ни одного ответа?). "Работодатели нанимают не резюме, а людей. Тех, кто им нравится" – подытоживают авторы и с ними нельзя не согласиться.