Найти тему
Крик Совы

Таинственная смерть экспедиции Детлова

С мансийского ее название переводится как «Гора мертвецов» — так это место манси назвали из-за легенды о гибели во время всемирного потопа на этой горе девятерых охотников. Люди при загадочных обстоятельствах здесь пропадали и умирали неоднократно (обычно группами по девять человек). А 45 лет назад, 1 февраля 1959 года, не понятно отчего, на этом склоне погибли девять свердловских туристов. После этого Холат-Сяхыл получила свое второе название — «Перевал Дятлова».

Про гибель молодых туристов написано почти столько же, сколько про тайну Бермуд, снежного человека или Несси. Но что именно погубило свердловчан, так и осталось загадкой. Их было девять. Началась история 23 января 1959 года, когда пятеро студентов Уральского политехнического института, три инженера — выпускники того же вуза — и инструктор турбазы вышли в 22-дневный лыжный поход протяженностью триста километров высшей категории сложности. Во время похода было запланировано и восхождение на гору Отортен (в переводе — «Не ходи туда», или «Гора, откуда дует ветер»), возле которой находится Холат-Сяхыл.

Первоначально на гору планировали подняться одиннадцать человек, но один из студентов остался дома из-за «хвостов», а другой участник экспедиции в последний момент сошел с трассы из-за приступа радикулита. В результате в группе остались семеро парней и две девушки. Руководил ими опытный Игорь Дятлов, в честь которого впоследствии и назвали перевал. В ночь с 1 на 2 февраля туристы разбили лагерь на склоне горы в трехстах метрах от вершины Холат-Сяхыл и в 10 километрах от горы Отортен. Здесь и случилось то, что уже полвека не дает покоя исследователям необычного. Вечером, во время подготовки к ужину и выпуска стенгазеты «Вечерний Отортен», ребят что-то смертельно напугало. Причем так сильно, что они, разрезав палатку изнутри, в панике бросились бежать по склону вниз. Некоторые позже пытались вернуться к костру и палатке, но на обратном пути их настигла смерть.

-2

В Свердловске долго ждали телеграммы о возвращении туристов. Когда прошли все сроки, начались поиски. 20 февраля руководством института по маршруту Дятлова была отправлена первая поисковая группа, а затем еще несколько групп. В дальнейшем поисковые работы приняли еще больший размах — в них были задействованы солдаты и офицеры МВД, самолеты и вертолеты гражданской и военной авиации. И только спустя 25 дней поисковики обнаружили разрезанную изнутри палатку со всеми вещами, одеждой и продуктами, а поодаль — пять замерзших трупов. Цепочка следов сохранилась на протяжении полукилометра. Причем некоторые убегали босыми и полураздетыми. Двое лежали в одном нижнем белье под огромным кедром возле кострища (видимо, отбежав от палатки, ребята замерзли, но вернуться почему-то не смогли, вот и развели костер), еще трое замерзли на обратном пути между кедром и палаткой. Труп Игоря Дятлова застыл, полусидя-полулежа возле маленькой березки, за ствол которой он держался перед кончиной. Ближе всех к палатке лежал труп Зины Колмогоровой. Все умерли от переохлаждения, лишь у одного оказалась травма — трещина черепа. Несколько месяцев искали остальных. И только в начале мая под толщей снега и льда на берегу реки Лозьва нашли четыре трупа. Все они оказались с серьезными переломами костей и различными травмами внутренних органов. По словам очевидцев, у некоторых трупов кожа была фиолетового или оранжевого цвета, а у девушки даже отсутствовал язык. Спецорганы предлагали родным погибших похоронить их в ближайшем к перевалу поселке, но те настояли, чтобы трупы привезли домой. Всех ребят похоронили в братской могиле на Михайловском кладбище в Свердловске, а в начале 1960-х на месте гибели туристов установили мемориальную доску с их именами и надписью «Их было девять». Арийцы и карлики Арктиды. За полвека перевал стал настоящей «Меккой» для всех любителей аномального. Несколько хорошо снабженных экспедиций пытались докопаться до истины, которая, как известно, всегда «где-то рядом». К сожалению или к счастью, я пока не успел лично побывать на перевале Дятлова. Но вот уже около двадцати лет собираю архив публикаций, посвященных этому аномальному месту. Кроме газетных заметок, в собрании есть художественные повести Анны Матвеевой «Перевал Дятлова» и Юрия Ярового «Высшей категории трудности». Начало необычной коллекции положила перепечатанная в «МС» на заре перестройки заметка из РИА «Новости»: «Туристов убило НЛО». Автор сообщала, что некие экстрасенсы, «пообщавшись с цивилизацией, расположенной вблизи Сатурна», узнали, что туристов убил загадочный «шар-смертоносец». Из других источников удалось узнать, что немногочисленные жители окрестных мест и студенты из расположившейся неподалеку другой туристической группы 1 и 2 февраля 1959 года действительно видели над «Горой мертвецов» бесшумно летающие желтые огненные шары. Только при чем тут Сатурн? Несколько раз я общался с людьми, имеющими свои версии произошедшего в аномальной зоне.

-3

По подсчетам специалистов -"дятловедов", существует уже несколько десятков версий разной степени правдоподобности. Руководитель организации «Космопоиск» Вадим Чернобров собрал 17 версий, в моей коллекции чуть больше. Самая экзотическая из них — «арийская», согласно которой туристы случайно вышли к одному из входов в древние арийские подземные сокровищницы и были убиты его хранителями. Как вариант этой версии в романе Сергея Алексеева «Сокровища Валькирии» описана история «карликов Арктиды», также охраняющих сокровища в недрах Урала. Другие версии: туристы стали жертвой испытаний атомного, натриевого или вакуумного оружия, или, если они явились невольными свидетелями испытаний, их «зачистили» спецслужбы. В причинах гибели фигурируют также замерзание, лавина, нападение медведя, снежного человека или беглых зэков, НЛО, шаровая молния, отравление спиртом и т.д. Ханси не виноваты одна из первых версий — туристов погубили местные жители — ханси (именно так недавно «скрестил» названия двух угорских народов — хантов и манси — один из известных российских исследователей аномального). Недовольство коренных обитателей Урала могло вызвать то, что свердловчане разбили лагерь в священной роще, а до этого якобы разграбили жертвоприношения в лесных кумирнях. Как вспоминает в одном из интервью первый следователь по делу о погибших туристах, «Москве требовалась приличная версия без всяких атомных взрывов и НЛО», поэтому на манси и хотели «повесить глухаря». Некоторых оленеводов тогда даже арестовали. Спас народ шаман Степан Куриков, который дошел до Свердловского обкома партии. Манси вызвали подозрение и по той причине, что недалеко от Холат-Сяхыл находились их стойбища, а сама гора для них — святыня. Кроме того, в походном дневнике «дятловцев» описаны встречи с манси. Свою «хантыйскую» версию мне рассказал бывший журналист «МС», а ныне москвич Анатолий Саков, с которым мне довелось поработать десять лет назад. Ему, в свою очередь, эту байку поведал геолог, который, по его словам, участвовал в поиске группы Дятлова. Сам же он услышал ее от хантов — свидетелей того, что произошло в горах в феврале 1959 года. По словам оленеводов, туристы тогда совсем обнаглели — обворовывали охотничьи избушки, забирали добычу из капканов и ловушек, дошли до святотатства: грабили могильники и места священных жертвоприношений хантов. Якобы в рюкзаках мертвых туристов обнаружили меха соболя и куницы, заготовки для пим, серебряные и золотые украшения. Шаман приходил с увещеваниями в их палатку, но они подняли его на смех. И тогда он «вызвал» камланием духов гор, а для большего эффекта подсыпал в чайник сушеного мухомора. Выпив подобного чайку, под звуки шаманского бубна туристы увидели древних духов Урала. И от страха разбежались вниз по склону, где, не приходя в сознание, замерзли. Ханты — в древности народ воинственный, но вряд ли они решились бы на убийство и уж тем более не стали бы об этом рассказывать всем подряд. Но придумать «страшилку» вполне могли. Хотя бы для того, чтобы туристы впредь не трогали их святынь и не обворовывали капканы. К тому же в материалах дела отмечено, что «произведенным расследованием 1 и 2 февраля 1959 года в районе высоты „1079" других людей, кроме группы туристов Дятлова, не установлено. Установлено также, что население народности манси, проживающее в 80–100 км от этого места, относится к русским дружелюбно, предоставляет туристам ночлег, оказывает им помощь и т.п. Место, где погибла группа, в зимнее время считается у манси не пригодным для охоты и оленеводства». Унесенные ветром, оглушенные звуком. Другая, сыктывкарская, версия, которая была выдвинутая местным журналистом Владимиром Овчинниковым, — туристы стали жертвой загадочного природного явления — ветра «шувгей» (от коми слова шувгыны — бушевать, шуметь). В коми мифологии шувгей известен тем, что похищает людей, носит их над лесом, а похищенный в этот момент становится невидимым для всех остальных. А когда жертва шувгея через несколько дней или даже недель возвращается в мир из дремучей чащобы, куда его занес ветер, то ничего не может вспомнить из своих скитаний, заболевает эпилепсией, теряет разум или начинает заикаться. Но похищенные шувгеем не погибают и телесных повреждений (кроме комариных укусов и царапин) не имеют, поэтому сложно понять, почему автор гипотезы «унесенных ветром» решил «свалить» вину на него. Инженер-механик из Печоры Виктор Табаринов высказал предположение, что туристы погибли под воздействием инфразвука, который мог образоваться в горах. Впрочем, до него эту версию уже неоднократно высказывали. «Ветер, огибая вершины перевала, задевает поверхность земли, заставляет вибрировать отдельные частицы грунта, — объясняет он свою версию. — Так рождается смертельный инфразвук. Он и стал убийцей туристов».

-4

Как известно, человеческое ухо воспринимает звуковые колебания с частотой от 16 до 20.000 колебаний в секунду. А то, что от «16 и меньше», — неслышимый инфразвук, который, воздействуя на организм, может вызвать слепоту, помрачение ума, беспричинный страх и — при определенных частотах — даже смерть от остановки сердца. Но эта версия не объясняет, почему у части погибших были множественные переломы и неестественный цвет кожи. Стихийная сила «Учитывая отсутствие наружных телесных повреждений и признаков борьбы, наличие всех ценностей группы, а также принимая во внимание заключение судебно-медицинской экспертизы о причинах смерти туристов, следует считать, что причиной гибели туристов явилась стихийная сила, преодолеть которую туристы были не в состоянии», — такое заключение в мае 1959 года дали прокурор-криминалист Иванов и начальник следственного отдела Лукин. Остается только добавить, что с тех пор разгадка таинственной «стихийной силы» так и не была найдена, и ни одна из выдвинутых почти за полвека версий так и не стала общепринятой. А, значит, тайна «Горы мертвецов» еще долго будет волновать исследователей мира необычного.