Дело "Арии" живёт и побеждает!
Отец страшеклассницы Саватари Фуу был страстным фотографом. Точнее - увлечённым. Он не забывал про всё в пользу фотографии, а наборот, старался выразить через неё то, что ему дарила жизнь. Жену, детей, прекрасные виды родной Японии... то, что называется почти непереводимым японским словом きもち. И это чувство как-то передалось Фуу. Поэтому, когда пять лет назад отец ушёл в мир иной, само слово "фотография" стало для неё страшным.
Но её младший братишка Ко внезапно нашёл старый альбом с фотографиями, сделанными их отцом. И просто как пелена спала. Увидев их снова - она как будто услышала его счастье. Нет - их счастье. Всей семьи. И снова взяла в руки одну из отцовских камер. Да к тому же захотела поступить в школу в городке, где они жили незадолго до его смерти. Который он очень любил. И где у неё осталась хорошая подруга. А может быть - найдутся и новые (Фуу-тян очень стеснительна).
...Вот и ещё одно анимэ, про которое рассказывать очень затруднительно, и когда я не знаю - будет ли это чем-то коротеньким, на несколько абзацев - потому, что слов нет. Или вдруг они польются рекой и это превратиться в огромную телегу. Потому что с чисто технической точки зрения - это такой милый слайс. Девочки-школьницы- подружки. Всякие небольшие житейские истории. Довольно нейтральная, но приятная музыка. Не самый звёздный набор сейю. В общем, на первый взгляд - вот такой вот натурально милый слайс про милых девушек.
Но это одновременно так и не так. Действительно слайс, действительно даже трагедия со смертью отца так и не выходит на какие-то значительные сюжетные позиции. С другой стороны (помните, я в эпиграфе упоминала гениальную "Арию"?) - и чудовищной философской глубины тут нет. Однако есть нечто другое. Не менее, а может быть и более важное.
Есть сериалы, которые заставляют переживать за героев. Есть - где ты вместе с ними задумываешься. Есть сериалы грустные, напряжённые, весёлые, смешные, светлые... Вот "Ария" - это именно светлый сериал. Она вся пронизана душевным светом людей и мира. А "Тамаюра" - сериал-улыбка. Иногда - он пытается сделать вид, что он смешной. Ну, там генки-девочка с двумя хвостиками - классический же персонаж. Или сама Фуу, которая ведёт подчас себя как моэ...
Ага, именно в том-то и дело. Как моэ. И она не моэ, и Нориэ-тян на самом деле далеко не просто генки. Нориэ, например - очень любит не просто готовить, а именно учиться придумывать всяческие вкусности. И в её случае (хотя она как раз наиболее "типичный" персонаж) уже вылезает интересная особенность сериала: она ведь не просто "любит" это дело. Она "нюхом чует". Она готовит "по наитию", а не по рецепту. Нет, лук сахаром не посыпает. Тут именно вот такое глубокое внутренее ощущение - как надо делать, чтобы было хорошо. И с другой стороны - она как раз понимает, что без многих попыток, без учёбы - и чувство "наития" не поможет. Что это вещи именно взаимодополняющие.
Это вообще один из лейтмотивов. Сочетание чувства и опыта. Эмоции и знания. Оно там, на самом деле - вообще везде. Собственно, поскольку весь сериал всё же построен вокруг фотографий - то нельзя не сказать о них. И это нечто удивительное. Вот я уже про готовку тут распространялась - теперь скажу и про фотографию. Здесь я скорее "Золотую Струну" вспоминаю. Как в зависимости от настроения, от профессионализма, от кучи вещей - по разному выглядит исполнение. Хоть музыки, хоть фотографии. И многие фотографии, показанные в сериале (на самом деле - это тоже картинки нарисованные) - композиционно совершенно банальны. И сюжетно тоже - как все эти бесконечные миллионы фоток, нашлёпанных цифромыльницами в руках людей, которые и про "золотое сечение" даже не слышали. Но вот обалденный диссонанс. Даже они - такие, да не такие. Например, забавный пример: групповая фотка подружек. Композиция центральная. Но... внезапно! Глубина резкости подобрана точно по подружкам!
Но этого мало. Есть и другие, совершенно потрясающие. Например, фотография одуванчика и пушинки - просто близка к идеалу. В ней есть всё. И свет, и воздух, и чувство, и совершенно потрясающая, такая редкая в наши времена лаконичность, граничащая с минимализмом, и композиция, причём совершенно прекрасно противоречащая сама себе.
Кстати, хотя философской нагрузки там действительно не так много, но есть потрясающие моменты. Может быть они звучат и банально. Но ведь если слова звучат к месту - то и банальность в голову наконец залезет. А если не к месту - то и гениальная идея будет как об стенку. Я, вот, просто затаила дыхание от: "Иногда люди слишком стараются сделать хороший снимок - и в результате им перестаёт нравится фотографировать."
Впрочем, это то же - о балансе между профессионализмом и чувством. И о бесконечности мира и дорог.
И третье чувство. Чувство огромности мира и каждого человека. Бесконечности пути и бесконечности путей. Билет без пункта назначения (тоже один из лейтмотивов)...
Я снова сошлюсь на другие сериалы. Мне хочется сравнить его с двумя другими шедеврами: "Арией" и "Сола". И как светла и добра "Ария" - так светла и добра "Тамаюра". Но "Ария" - сериал сделанного выбора. А "Тамаюра" - бесконечности выборов. И как прекрасна, фотографична и воздушна "Сола" - так и "Тамаюра". Но "Сола" - это жуткая трагедия в результате. А "Тамаюра"... "Тамаюра" - это действительно сериал-улыбка. Все виды улыбки. Кроме грустной. Когда я смотрела его - единственный вопрос у меня был: "Почему я не посмотрела раньше?!" И ответ был единственный: "Потому что оно вышло совсем недавно".
Можно я не буду завершать обзор канцелярским "насколько и кому я рекомендую этот сериал"? Ведь и так все поняли? Кстати, OAV и сериал хотя и вроде бы приквел и сиквел - но есть некоторое переплетение по времени: OAV начинается до сериала, но заканчивается посередине его. А ещё есть второй сериал от 2013-года. Но о нём позже.