Найти тему
Kaplan-bla-bla

Надвечное созревание Исаака Левитана. Плёc.

Пейзажи Левитана – в них много за рамой – там его безымянный оппонент. Бывает, думаешь – ушло из людей внутреннее спокойствие – а было ли оно?.. Дивное место, Плёс, пропиарил оператор Парфенова в фильме «Русские евреи».

Сегодня посмеиваются над пейзажной живописью, называют всё – Шишкиным. Понять это можно, мы пережили XX век и «главный по вареникам» торжественно сказал: «Важное должно быть видно». 

Когда Левитан получал образование в училище, которое сегодня носит имя Глазунова, ему приходилось слышать нечто подобное. Десятилетие, в которое Левитан стал художником, отмечено появлением такого альтернативного Академии художеств института, где есть и имя Шишкина, как «Передвижники».

Передвижники – это и возможность заработка, и самовыражение, и поиск национальной идеи – у истоков преподаватели Перов, Саврасов. И дело даже не в том, что им надоели «ордена, эполеты, андреевские ленты» – живописи нужен воздух, и Левитан любил тихий вечерний воздух. Биографы будут потом активно цитировать из весеннего письма 1887 года: «это божественное нечто, разлитое во всем». Учителя тянули его из мастерской на улицу, и Левитан раскрылся изнутри, стал свободен.

("Уголок в Плёсе", 1888).
("Уголок в Плёсе", 1888).

Передвижники – это раскрепощенность чувств без страха превысить лимит восприятия. Левитан оказывается втянут своими учителями в эмоциональный диалог с природой – у меня было другое сравнение – распахнул ставни души. Он мог надорваться, как Саврасов, но выдержал, Чехов даже обыгрывает имя, «по-левитановски», несмотря на «порочное» сердце. Биографы пишут о резкой смене настроения, свойственной его характеру, – в Плёсе (1888-1890) Левитан преодолевает себя.

Если так можно говорить о художнике – становится философом. Пять меланхолических писем 87-ого, первая неудавшаяся поездка по Волге, душевный надлом, напряженная работа, малый успех крымских этюдов, ничем пока достойным не завершенное десятилетие, начавшееся с триумфа. «Осенний день. Сокольники» (1879) приобретает Петр Михайлович Третьяков для своей галереи.

Паустовский крепко распространяет слух, что у Левитана на полотнах нет людей – здесь тонкость. Другой биограф, Евдокимов, приводит интересное наблюдение, с выставки, где продана картина. «Ненужную женщину влепил в пейзаж», – ругает Левитана подвыпивший Саврасов и ставит ему «отлично» с двумя минусами.

Левитан любит своего учителя, прислушивается, ищет по кабакам, и пользуется, чтобы побыть рядом, возможностью поднести шляпу. Сказанное не могло не повлиять, тем более что «женщину влепил», если читателя это интересует, даже не сам Левитан…

("Осенний день. Сокольники", 1879).
("Осенний день. Сокольники", 1879).

В письме к Чехову (брат которого и «влепил») через год после Плёса Левитан пишет: «милая наша компания, состоявшая из Софьи Петровны, меня, Дружка и Весты-девственницы» (Затишье, 29 мая 1891, Чехову А.П.) – это уже сложившаяся компания. Название места в глубине Тверской губернии очень соответствует его теперешнему после-плёсному состоянию. Он научился работать в плохую погоду, но, что еще важнее, пришел к философии, что нет плохой или вредной погоды. «После дождя. Плёс» (1889).

("После дождя. Плёс", 1889).
("После дождя. Плёс", 1889).

Веста – это его собака, охотничья, а в мифологии – богиня очага, то есть это такая в имени собаки ирония над своим неустроенным бытом. И в ранние годы Левитан зачитывается книгой об охоте – необходимое тогда утешение, Левитан жил бедно и никогда больше о том времени не вспоминал. Дружок – Алексей Степанов, с которым вместе начинали, единственный, кто мог его понять, и это, вероятно, сближало. Софья Петровна – хозяйка литературного салона, в который они все входили.

("Лоси едят сено зимой", 1889, Степанов).
("Лоси едят сено зимой", 1889, Степанов).

Степанов – очень буквален, «Лоси едят сено зимой» (1889). Эта картина понравилась Третьякову. И академиком станет уже после смерти Левитана. Его пребывание в Плёсе отмечено тем, что он — как бы — сторонний наблюдатель жизни мастера. Левитан – иносказателен. Веста лаяла, сколько ее просили: раз, три, восемь. Софья Петровна – дикарка в мужских брюках, без головного убора, прекрасно играла на рояле, не могла не обаять и собой смущала плесовчан – это о достоинствах.

В России не так много мест, где бы ландшафт так полно сливался с личностью художника, как здесь, в Плёсе – каждый шаг ставишь вслед Левитану. Я в восхищении от маленьких дорожек. Вниз по склону идет деревянная лестница. Когда Левитан поднимался здесь, ее не было, ему приходилось вскарабкиваться по отлогому склону, в котором были ветхие ступени к старой церкви. Человек искал место, с которого он лучше увидит Россию, и нашел эту точку – в Плёсе.

Левитан отдал свое имя не училищу – печальному пейзажу, и если хочется сказать, но не умеешь выразить, достаточно произнести – «левитановский», и тебя поймут (это подмечает А.П. Чехов). Деревянная церковь, к ней ведет дорога, мощенная выпуклым булыжником, и старые фонари. Чтобы представить, как заинтересовала Левитана эта церковь, не обязательно листать биографии, достаточно вглядеться в два этюда, где внутреннее убранство церкви, и то, как они вошли туда…

("Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге", 1888).
("Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге", 1888).

Красное, цвета свечи, одеяние алтаря, сгустившийся под потолком мрак монастырской кельи, дальше нужно домыслить: пахнуло ладаном, услышали пение отца Якова, служившего обедню. Левитан списывает ветошь иконостаса и внешний вид церкви, но чуть менее удачно. Третьякова это интересует.

«Сообщаю Вам, – пишет Левитан, – те сведения, которые мне известны. Церковь построена в честь Петра и Павла, находится в городе Плёсе, Костромской губернии, на Волге» (Третьякову П.М. Москва 23 декабря 1888).

«Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге» (1888) – под таким названием картина входит в собрание Третьякова и передает одно из первых впечатлений Левитана от поездки в Плёс.

("Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца", 1888).
("Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца", 1888).

И не церковь — «часовенка», так по-домашнему называет ее Софья Петровна и лучше чувствует, ее этюд очень нравится коллекционеру, и в письме появляется приписка: «С.П. Кувшинниковой я сообщил о Вашем запросе и, вероятно, она вам сообщит» (23 декабря 1888). Ревность ли это?.. Удивление?..

С Софьей Петровной Левитан в творческом душевном амуре, его муза «тиха», как он сам об этом пишет, и «бесприютна», а Софья Петровна – «Попрыгунья», как об этом пишет Антон Палыч, друг юности и до последних дней, самоуверенный, Левитан его называет – Антоний. Чехов молод и не приобрел еще того красивого отношения к людям, через монокль, за которое его будут хвалить школьные учителя. Один из самых колоритных, Лев Соболев, скажет: «Чехов не судит своих героев».

Ровно то же автор пытается объяснить своим прототипам. Ни в какую. Софья Петровна обижается. Левитан ходит мрачный, но это через пару лет после Плёса, пока же наши герои наслаждаются, а главный драматург конца девятнадцатого столетия собирает материал, как сегодня бы выразился коллега по аптекарскому цеху – пускает шепоток. Левитан быстро отходчив. Если бы в характере его народа было накапливать обиды, что ж – мы бы вымерли, не оставив по себе доброго слова.

«Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца» (1888). Сопоставляя два этюда, можно подумать, что написаны они Левитаном в один день, сразу по выходе из часовни с обедни. Название нечеткое, вероятно, и отношение к этюду поверхностное, он — именно этюд для будущих картин. На восходе и закате краски другие – чище, и воздух – чище. Художник же не сразу настраивается, как слух на чужую речь, и было очень холодно для июля, но этюд окажется хорош…

("Над вечным покоем", 1893-1894)
("Над вечным покоем", 1893-1894)

…когда через шесть лет Исаак Ильич Левитан создаст величайшее произведение русской живописи – «Над вечным покоем» (1894). Тогда уже начинают смеяться над пропотевшими теремами царя Алексея Михайловича, и сам он меркнет в тени Петра, но очень скоро выяснится, что забыли – при нем орел поднимает крылья. На полотнах Левитана передано настроение допетровской Руси. Это почувствует Васнецов, бережно опекая и представляя на выставках тихую левитановскую музу.

Плёс же подготавливает самого художника и к европейским поездкам, и к изгнанию 92-го, и к испытаниям чеховской «Попрыгуньей». Философия строгой выдержанности, но еще важнее, к испытанию возрастом.

Неожиданно ты медленно подкрадываешься к тридцатилетию. Софья Петровна, кажется, не знает возраста, и Левитан здесь, в Плёсе, перешагивает рубеж, смело ступая в последнее в своей жизни десятилетие. Стучат половицы, скрипят пароходные лопасти…

Особенности жизни маленького городка и глубокие переживания, от которых раньше затыкал уши ватой. Здесь, в Плёсе, Левитан не ищет тишины, слушает набережную и игру Софьи Петровны на фортепьяно. Веста залает, Левитан разговаривает с ней, советуется, волнуется, когда оставляет одну. «Уголок в Плёсе» (1888) – конец его мытарств. Интересно, у Степанова Плёс, как пишут биографы – белое пятно. Он фиксирует, как Левитан «гуляют» с Софьей Петровной – это тоже очень трогательно.

("В Плёсе", этюд, хранится в Костромском музее).
("В Плёсе", этюд, хранится в Костромском музее).

После Саврасова классика невозможна, и Левитан подводит всему итог импрессионистичным настроением своих пейзажей с той же решительностью, с какой Саврасов вымарывает на своей дверной табличке слово «академик» и пишет размашисто простое русское «Алешка», юродствуя. Хочется вспомнить, у Давида Самойлова: «Грачи прилетели – хорошая эта картина». Не думайте, что сейчас будет здесь приведено, как Левитан отзывался о ней – он просто описывает, что видит.

Это первое впечатление от картины учителя, что дело не в изображении, а в том, что сохраняется из оставшегося за рамой, с запахами снега и криками птиц, вызывает в памяти «Ветхий дворик» (1890). Им художник венчает три летних периода жизни. И в биографии заглавием, как у Пушкина «Болдино», – малоизвестный топоним «Плёс», а ожидалось, что едут так, проветриться. Плёс – пейзажи, доставшиеся нам в наследство от Левитана.

Сам Исаак Ильич Левитан (1860-1900) – художник, увековечивший вечность, он снял ее с ландшафта ночного неба. Чем отличается Модерн от Авангарда? – это та «простая вещь», которую понял Шаляпин, когда больше и ближе узнал Левитана, «задумчиво-доброго»: «не нужно копировать предметы и усердно их раскрашивать, чтобы они казались возможно более эффектными». Авангард пошел дальше и отменил вовсе то, что модерн не старался делать усердно. Модерн – философия жизни взамен ускользающей религиозности (См. Д.В. Сарабьянов «Стиль модерн»).

("Плёс", 1889).
("Плёс", 1889).

Прилежный ученик, Левитан вспоминает совет учителя. Можно прочитать в мемуарах Коровина, как Саврасов советует им – выбрать одну деталь и ее воспроизвести в точности, какова она есть. От прочего художник защищается, как от солнечных лучей, раскрыв белый зонт. Это Саврасов научил подыматься до восхода солнца, и Левитан использует на полную возможности дня. Многое в его представлениях – в Плёсе смещается.

Вот, хотя бы, взять этюд «…при последних лучах». Внутри служат вечерню – по православному обычаю – начало нового дня. Скажем честно, сегодня люди здравомыслящие терпеть не могут Третьяковку. Понять их можно, в виде исключения, стоишь, грустен, наблюдаешь закат – а это начало нового дня. На полотне Левитана передано, как всасывает в воронку время. В «Над вечным покоем» холм становится мысом, и переживаешь ощущение полета, а взлетная площадка здесь, в Плёсе, где панорама Волги и погост.

Неповторим путь Левитана к его пейзажам: он часто повторяет слово «страшно». Вечный покой – это скрещение рек в облаках закипающих… Разгадав загадку в этом зале, переходим в следующий, с квестом повеселее. Понятно, что миру наплевать на нас и, может быть, вполне заслужено, но нам трудно не винить его в этом. Левитан – пылкое сердце, которому выпало реанимировать утративший чувствительность общественный организм, и он протыкает зрением как иглой пространство. Церковь сегодня – декорация.

("Осень. Мельница. Плёс", 1888).
("Осень. Мельница. Плёс", 1888).

Экспонат музея Левитана. На подъезде электростанция: шифер, сайдинг и вагонка, имя художника нужно присвоить ей, будет честнее в отношении самого Левитана. Поднимая старые фотографии, встречаешь церковь белокаменную. Разобрали, поселок нужно снабжать светом, а Левитан как бы говорит себе и нам: нужно работать, терпеливо, монотонно, долго, трудно и никуда не спеша. Плёс – это мир Левитана и мир «легендарной председательницы горисполкома » Евлампии Кузнецовой.

Воссоздание дома с мезонином в рамках проекта «Потаенная Россия». Музей открыт в 1972-ом, но интересно не это: на экраны выходит фильм «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого по повести Бориса Васильева, обнаживший трагическую сущность войны и женскую натуру. И на прочность проверяется память, словно дом по старой кладке. С оттисками кирпичи – не бутафория. Есть что-то выше вечности – самоощущение человека – «здесь жил монах Легонт, безмолвия искал».

В этих словах исихазм Сергия Радонежского, он смотрит с иконы на учителя Левитана – Саврасова, а у того руки трясутся, пить приходится через полотенце, закинув его за плечи. В советские времена бы сказали – запойный Алексей Кондратьевич – но ученика не бросает, даже когда держать стакан тяжелее, чем два ведра с коромыслом. «Созерцательная молитва» отца Сергия объединяет их, «любовь к безмолвию» (См. Г. Федотов, «Святые древней Руси») – не «муравьиный героизм».

("Вечер. Золотой Плёс", 1889).
("Вечер. Золотой Плёс", 1889).

Ростоцкому нужен Левитан, чтобы рассказать про то, как Она видит кончики берез. Щадя ноющие раны, показать живому, уже с другим опытом, зрителю то, как только умели надеяться талантливые девочки, и на какую нелепицу израсходован их талант. Теперь представим, что уже в этом контексте мы скажем о Ростоцком – «научил поэтично чувствовать природу». Останется пожать плечами – да, пожалуй. То же и относительно Левитана. Хорошее выражение есть у театрального режиссера Анатолия Эфроса – «смешение токов в тебе» – это Левитан в своем стремлении постичь природу.

Человеческому лицу – это выражение самого Левитана – предпочтительнее стог сена. Дубравы, могучие, мощные, темные изгибы рек, овраги. Можно вспомнить, что по этому поводу говорил Бродский: «может быть постижимый, и все-таки…». Высока валентность Левитана и потому, что незакончено произведение. «Этюдность» восполнит содержательность взгляда (это первое). Если взгляд пуст – и полотно Левитана эфемерно, как дымок от шашлыка, но есть и второе условие.

Левитан, много сил отдавший колоризации и смешению красок, вырисовывает лепестки розы так, будто окно протерли. Его не упрекнешь в легкомыслии – произведение должно вызреть. Дело не в проработанности, как говорит сам Левитан, работу можно прекратить - нельзя закончить. Один раз он отступит от этого правила, когда мастерскую, подаренную боярыней Морозовой (милой старушкой, ничего общего не имеющей, кроме родословной, с той, что у Сурикова) посетит Царь. Кроме гордости, в человеке есть и другие чувства.

("Розы", 1894).
("Розы", 1894).

Например, сомнение, желание, чтобы тебя самого не придавили. Наконец, гордость, как повод поговорить о большем. Николай рассуждает иначе, и это не может понравиться художнику, как пишет Паустовский, в духе французской школы анналов: «современность не сводится к молниеносному отклику на события дня» (См. «Чувство истории»). «Мои все работы закончены», – скажет Левитан Царю, он настолько будет в себе уверен.

Кандальный тракт, мостки, почти съезжающие в раскисшую заводь. Страна, просуществовав какое-то время иллюзиями, нащупывает прежнее крепкое дно – патриотизм, и в разрушающихся слоях краски все ярче проступает фреска. Левитановских пейзажей улыбка (это чеховское наблюдение). Левитан продан в Лондоне за миллион долларов, а из его музея в Плёсе крадут картины. Нельзя не сказать — и заканчивать этим не хочется. Что может быть интереснее судьбы сильного человека?..

("Владимирка", 1892).
("Владимирка", 1892).

Только семейная драма как-то с ним связанная. «Портрет А.А. Грошевой» аккуратно датируют, но ее печальною улыбкой Плёс встречает Левитана и взгляд, застенчив, сохраняет детские черты. О ней говорили — «блажит», сегодня скажут — «рефлексирует». Неужто так можно быть свободной? И «милая наша компания» вдохновляет ее на побег из-под опеки и красной крыши, которая видна, если разглядывать «Вечер. Золотой Плёс» (1889), но может она думает – что у него в сундуке?..

Их называют «шарманщики», «лихие господа», одних мальчишек забавляет собака. Левитан привык в свой адрес к подозрительности, не обращает внимания, и все равно неприятно, а в сундуке – любовь и забота его учителей, то, во что он простуженно верит. «Лихие господа» – вспоминает Кувшинникова, как их принимали – и недоверие к сундуку.

Возможно, поэтому Константин Георгиевич (Паустовский) выбирает написать о нем в страшном 37-м. О чем писать? Как мичуринцы-юннаты разгромили патриарший сад? В районную газету – коммунисты спасли двухсотлетний дуб в Таганском парке? (это прочтем сегодня). «Эх-эх-эх, о Пушкине надо было писать не по чужим книгам – по ощущению».

Прислушаемся к совету Паустовского, символично, что рассказ называется «Дым отечества». – 1934, ИЗОГИЗ выпускает почтовую карточку «После дождя» без упоминания «Плёс» (1889), и в том же 34-ом разбирают белую церковь. 1972, открыт музей, но восстановлением памяти мы обязаны охране государственных границ и конфликту с Китаем. Если читателя не отпугнет уродливый гомункулус «коммунист-патриот», ниже он узнает, какую роль в судьбе Левитана сыграла бабка-побирушка, за что его любил Есенин и как Плёс выглядит сегодня.

"Когда одолевает меланхолия, не забывайте дома iphone" - это совет Левитана, почти буквально. Он высоко стоит над веком, художник, изобразивший вечность, Исаак Левитан. Мне очень нравится место в романе «Анна Каренина», где художник Михайлов схватывает Анны особые черты, недоступные Вронскому, и пишет портрет. Малевич, бракуя старые формы живописи, назовет художественный портрет религиозной печатью. Левитан, предчувствуя, куда зайдет слепое следование канону, отказывается писать лицо и пишет душу.

…дождь хлестал тугими струями, разбиваясь о стекло, и дворники не справлялись стряхивать их. Все перед глазами в размытых серых пятнах – только автомобильные красные фары – и плывет. За лобовым стеклом новые пейзажи – Дали вдали – под колесами шумовые полосы. Машины проносятся по ним и поднимают влагу. По обочинам ржавые столбы, но можно посмотреть и так, с высокого кореного берега на встречу солнцу: валуны, деревянная лестница, спуск к реке. Оазис.

-14

Указатель «Гора Левитана – направо». Сам же художник нашел ее с воды, проплывая по Волге. И тогда это была не гора – Петропавловский холм, каких здесь несколько на высоких волжских берегах, и на каждом — церковь белокаменная: Воскресенская, Петропавловская. Их все потом поломают – нужно извиниться перед читателем за негатив – но во времена Левитана…

Взгляд художника скользил по безлесному склону — лес здесь высадят в 1960-е, и это будут уже другие берега. Левитан искал ту особенную деталь, с которой учил его начинать Саврасов, те же особые черты, что и художник Михайлов в портретируемой Анне. И поэтому, если вспомнить роман, он уходит от Карениной-Вронского разочарованным. Немногие понимают его.

Михайлов не выносит, как обычный взгляд смотрит — и не видит, не проникает в глубину вещей (человеческих черт ли, природных, – Гоголь называл такой взгляд «глубоко устремленным»). Вронский для него не граф – титулованный обыватель, взявший в руки кисть, чтобы победить скуку. И Левитан не любит соприкосновения с обыденностью, но дорожит деталью, с которой можно, начав, увидеть Плёса крупные дождевые капли.

("Тихая обитель", 1890).
("Тихая обитель", 1890).

Этой деталью становится деревянная церковь Петра и Павла – и лучи солнечного света, распределенные по атласу неба. Она придает волжским берегам индивидуальность беглянки, отступницы, которую видит Михайлов в портрете Анны, а лучи – надежду серому небу. Известный советский автор с дворянской родословной Юрий Нагибин в книге о Москве «Всполошный звон» (то есть: поднимающий грачей с голых деревьев), напишет об этом так:

«Парень из Армянского переулка был особый парень, и чистопрудный – особый, и покровский – особый, и старосадский – особый. А этот, из микрорайона, каков он? Общий, как все, — стало быть, никакой» («Всполошный звон. Книга о Москве», Юрий Нагибин).

И словно в насмешку, чтобы нам сложнее и интереснее созерцать свое отношение к миру, в котором живем, философ Пятигорский пишет в романе "Вспомнишь странного человека": «Простыми не рождаются. Чтобы быть простым, надо сначала родиться в простом месте. В России нет простых мест».

Имея это (или нечто близкое) в виду, Паустовский называет Левитана Тютчевым в живописи (цитата неточна, там есть еще и Пушкин, но мы уберем «солнце русское», так проникновеннее) – Тютчев в живописи. Если верить Паустовскому, Есенин любил Левитана как лирическое отступление Гоголя. В воспоминаниях Николая Вержбицкого, писавшего патриотические оды от имени репатрианта Куприна, Есенин посещал Третьяковку (предположительно, в 1924-ом).

Интересовался Поленовым и Левитаном. Поленова пока отставим, а Левитан в главном своем полотне решительно не нравится: «Может быть больше поживу, пойму эту картину. А сейчас мне от нее холодно… Простор воды и неба как бы уносит от бедного кладбища и церквушки и растворяет». Простор воды и неба, уносит и растворяет – здешние левитановские краски.

По воспоминаниям Вержбицкого произнесена Есениным и поэтичная строка: «Задумался стог сена в вечерней тишине» – вероятно, поэт не вкладывает в эти слова больше смысла, чем художник в одну из поздних картин «Сумерки. Стога» (1899), а мы представим себе Есенина задумчивым, и жизни ему остался год, и светлая копна волос – стог сена.

("Сумерки. Стога", 1899).
("Сумерки. Стога", 1899).

Опечатаемся, вобьем в поисковик: «сумерки стона», и вынырнет из омута глобальной сети: Астафьев, «Синие сумерки». И многое прояснится. «Задумался стог сена» – зная, с чем сравнивает человеческое лицо Левитан, строка читается иначе. «Стихает утомленная земля», – пишет Астафьев, – «где-то я слышал, будто в час синих сумерек рождаются ангелы» – это один бэкграунд, с ним ли лучше подходить к Левитану или со школьной темой? – решать читателю.

«Пейзаж настроения: Тютчев и Левитан». «Средняя общеобразовательная с углубленным изучением предметов области знания Искусство» – такие в пору нашей жизни школы – что-то поменялось, неощутимо, многое безвозвратно ушло, и тем больший обретают смысл полотна Левитана. Его «Уголок в Плёсе» (1888) или «Ветхий дворик» (1890) не нужно прикладывать к существующему, как стрельчатую колокольню Поленова к пятиэтажкам.

Самая памятная из «фресок» Левитана, соединение впечатления и пейзажа, «Над вечным покоем», так не понравившаяся Есенину, создавалась не сразу – соединением стеклышек памяти и реальности. Хотелось порвать с прошлым, чтобы сохранить его, не держаться за видимое, чтобы обратить внимание к внутреннему. Сегодня, груба ирония, торгуют воблой под вывеску: «Левитанъ энд Левиафанъ».

("Ветхий дворик", 1888-1890).
("Ветхий дворик", 1888-1890).

Не созрели тогда еще его картины – поэтому Николай был по-своему прав (как Есенин), он думал, что сопротивляется, укрепляясь в вере, укрепляясь в страдании. Для Левитана эти рассуждения стары. Все равно, что сегодня сказать кому-то: кладешь чеснок под подушку — и кошмары не будут мучить. Не знаю, как вы, а я не соглашусь, и Левитан говорит: «Мои работы закончены».

Эфрос, реформатор сцены, изменяет задник с драпировкой под природу, он делает его естественным – не ложной, не фальшь-стенкой. — То же делает и Левитан в своих полотнах – а в роли Лопухина у Эфроса – Высоцкий. – Я скромный человек и очень тихий, но если понадобится, говоря о Левитане, перекричу и его. На доме вывеска «гений русского пейзажа» – это чеснок.

В том смысле, что отпугивает. Я бы сказал: рок-певец. Таким был эффект его живописи, но сам он смотрит со своих полотен – спокоен, добр и решителен. Издали и сверху, по его печальному лицу работы Серова (мемуарист говорит: «библейскому») не скажешь, что это человек горячего темперамента. Дом четыре с рольставнями и табличкой о гении. Когда художники подходили к нему, видели тонкий белый тюль и старуху за занавесками, поджавшую губы.

(Серов в своей мастерской пишет Левитана).
(Серов в своей мастерской пишет Левитана).

Снесли сундук, в нем краски и этюды. Этюды – это незаконченность, поэтому Левитан так увлекается ими, не перестает учиться и подготавливает себя… их потом можно комбинировать, как стеклышко на стеклышко, накладывать на фиолетовое ночное или дневное выцветшее. И как настоящий Моцарт, Левитан уже знает, что свои этюды можно всегда продать.

…дети играют на гармониках, вдалеке баржа тянет, волны от нее расходятся к берегу – «Смотрите», – говорит Левитан – Вечер опускается на Плёс, тонкая белая полоска взрыхленного неба – самолет над Плёсом – красный диск заходит – деревянная церковь с разошедшимися ассиметричными частями в лучах заходящего солнца. Ровно в такой момент он ее наблюдал.

Кувшинникова, Софья Петровна, неотлучно присутствовавшая при нем, вспоминает, как к Левитану, работавшему на ровной площадке перед церковью, где сегодня стоит памятник ему, над склоном к набережной, подошла бабушка и положила к мольберту одну обтертую монету. Куплена картина у Левитана Третьяковым, оценен талант Левитана Поленовым, но эта бабушка за всю Россию приобретает у Моцарта русской живописи его дар.

("И.И. Левитан и С.П. Кувшинникова на этюдах", 1887, Степанов).
("И.И. Левитан и С.П. Кувшинникова на этюдах", 1887, Степанов).

Я утомлен превратностями судьбы – так не может сказать первоклассник, хотя повод есть, и немалый. В Плёсе Левитан получает с монетой это право – сказать в своей живописи – я утомлен – и за тяжесть, которую он не решается снять, за «пробуждение памяти» (такая есть работа академика Сарабьянова). Бабка кладет к его мольберту монету – это нужное ему взаимопонимание. Церкви, что уцелели, заново выстроят, над ними перестанут расти деревья…

Национальное сознание, тогда говорили «душа», – все тот же омут; уже и света нет, желтое поле и синее небо, очень импрессионистично. «Сумерки. Стога» и поэт у полотна – не степановские лоси. И толстовскую теплоту, и холод, поразивший Есенина, выпало выразить Левитану. Будто не монету — жребий из руки этой бабушки — принимает Левитан наказ Саврасова (называвшего со всей любовью Пушкина к Арине Родионовне «бабкой-побирушкой» не собственную няню из нищих рюмочных), это он о «плачущей русской душе».

Сегодня Левитан прослушал бы лекцию Аси Казанцевой про компонент «лайкинг», компонент «вонтинг» и пришел бы в неописуемый восторг, тогда терминов таких не было и он использует толстовский метод – не в шер, «а вглубь». И когда, уже в сталинское время, затянут томную песню о Волге, Левитан своими полотнами напомнит: отреставрированы фасады, а внутри тоска, как пел в переходную эпоху Петр Мамонов: «белые перчатки… – у моего деда вся жизнь провисела «У омута», и он стучал затылком о стену…– а в глазах тоска».

("У омута", 1892).
("У омута", 1892).

Мужик на пирсе рыбу ловит. Другой прогуливается и, широко улыбаясь, смотрит, как тот, первый, подсекает и ничего не выуживает, а зеваки ждут. – Вдруг, выудит! – Когда мы перемещаемся в пассажирском вагоне или на пассажирском сидении, обязательно покажем через стекло пальцем на реку. Водное пространство притягивает – это понимает Левитан – и более того – оно может убить. Плёс открывает перед ним власть реки над российским сознанием, и возносит Левитана – что Тютчев?! – до Иоанна Златоуста (если уж проводить параллели и аналогии).

У них Флоренция, у нас — Фладимир, можно потянуться и зевнуть. На фасадах — ви-си и ви-фи, новые символы современности, как ее понимает Паустовский – наш перманентный покой – нет интернета и нет спокойствия, как когда телефон теряет зону сети. В Плёсе Левитан находит край света, открывает его, словно собственную кофейню «au bout du monde» (а чтобы зайти в интернет, надо доехать до Костромы) и то, что менять надо не географию, но что-то внутри себя. Он выдыхает прах будущих воспоминаний в лицо настоящему, словно это не город, Плёс, – высохшие пчелиные соты. Девочка подставляет нос… под бронзовую кисть, и он смотрит на нее. Левитан, он не думает, что репродукция – смерть искусства – это новый путь к любопытному носу.

Плёс. 2017. Следующая остановка – Поленово.