Найти тему
Мэри Поппинс

Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ.

Бывший двоечник вдруг стал преуспевающим бизнесменом, а круглый отличник живет от депрессии к депрессии, занимает рядовую должность и имеет проблемы в отношениях с окружающими. Знакомая ситуация? Образование, в традиционном его понимании, увы, не гарантирует успеха в жизни. Как же воспитывать ребенка, осознавая такой неприглядный факт? Пустить учебу на самотек - авось, потом найдет в себе какой-нибудь талант и реализует себя в жизни? Или надеяться на линейную взаимосвязь между хорошей учебой и карьерой? На самом деле, четверть века назад ученые сделали открытие, что наш интеллект состоит не только из логической, но и из эмоциональной части. Высокий коэффициент IQ показывает лишь способность работать с логическими задачами, но не с эмоциональными ситуациями. В связи с этим в науке появилось такое понятие, как эмоциональный интеллект.

Думаю, каждый из нас сталкивался с умными образованными людьми, которые по каким-то причинам не состоялись в жизни. Их называют не умными, а заумными, у них превосходный уровень интеллекта, но с ними тяжело сладить или просто скучно.

Эмоциональный интеллект — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Понятие эмоционального интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Этому было найдено объяснение, состоявшее в том, что успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности.

Предполагается, что именно эмоциональный интеллект в современном его понимании был ключевым для выживания человека в доисторические времена, поскольку он проявляется в способности адаптироваться в окружающей среде, уживаться и находить общий язык с соплеменниками и соседними племенами.

Наибольшую популярность теории эмоционального интеллекта принес американский журналист Дэниел Гоулман. В 1995 году вышла его книга "Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ." Он выделил пять основных составляющих эмоционального интеллекта:
- самосознание - умение оценивать свои способности, сильные и слабые стороны, способность понимать свои эмоции и с учетом этого принимать решения;
- саморегуляция - умение контролировать эмоции, чтобы они не мешали текущей работе. Готовность отложить сиюминутное удовольствие ради достижения долгосрочной цели. Умение быстро восстанавливаться после стресса;
- мотивация - способность использовать глубинные склонности и предпочтения для достижения цели, проявлять инициативу, не отступать и не отчаиваться из-за неудач;
- эмпатия - способность осознавать то, что чувствуют другие люди, умение ставить себя на их место;
- социальные навыки - умение считывать эмоции во взаимоотношениях между людьми, использовать этот навык в процессе переговоров, при урегулировании споров, для убеждения руководства и организации командной работы.
-2

Как же развить эмоциональный интеллект?

- больше разговаривайте с малышом о тех чувствах, которые испытываете сами: "я расстроена", "мне было весело", "я тебя люблю", "мне неприятно". Выражая свои чувства, вы учите ребенка выражать свои, лучше понимать настроение окружающих, в т.ч. ваше;

- спрашивайте ребенка о том, что чувствует он: "ты плачешь потому, что расстроен?", "ты расстроен, что мальчик/"девочка не поделился/лась с тобой игрушкой? ","тебе страшно?", "было весело,не правда ли?" и т.д. Таким образом вы поможете малышу распознать существование тех или иных эмоций и научиться понимать эти эмоции в случаях, когда он испытывает их сам;

- обсуждайте с ребенком события прошедшего дня, анализируйте, почему какая-либо ситуация сложилась так, а не иначе, почему другие люди поступили именно так, а не по-другому;

- в случае кофликта предложите ребенку представить себя на месте обидчика, это поможет понять чувства других людей;

- чтобы развить социальные навыки, способствуйте общению ребенка в коллективе, т.е. взаимодействию с другими людьми, не обязательно только детьми. Без общения невозможно овладеть социальной составляющей эмоционального интеллекта, это все равно что пытаться научиться готовить, читая поваренную книгу;

- постарайтесь научить ребенка выражать свои эмоции словами, а не криком и плачем. Этот навык свидетельствует об осознании своих эмоций.

-3

Таким образом, родителям стоит сосредоточиться не только на хороших оценках и победах в олимпиадах, но и на развитии эмоционального интеллекта ребенка. Помните, что эмоциональный интеллект развивается только в коллективе, поэтому сидя дополнительные часы за учебниками, ребенок недополучает общения и возможность развить социальные навыки. Порой бесполезное на первый взгляд с точки зрения образования времяпрепровождение ребенка в компании друзей может заложить более прочную основу успеха в будущем, чем дополнительно прорешанные задачи. Впрочем, по сути, ученые пришли к выводу, что в интеллектуальном развитии человека, как и во всем, хороша золотая середина. Необходим баланс профессиональных и социальных навыков работников. Получается, что развивая эмоциональный интеллект ребенка, каждую его составляющую, родители значительно повышают шансы своего чада состояться в будущем, вырасти гармоничной, социально адаптированной личностью.