Найти в Дзене
Памяти Подвига.

Танк Т-34. Легенда войны или мишень для "Тигров"? Часть 1.

Т-34, танк-легенда…Советская пропаганда «произвела» его в лучшие танки войны, хотя с 43-го наши танкисты несли значительные (если не сказать огромные) потери в схватках с немецкими панцерами (танками) Т-5 («Пантера»), Т-6 («Тигр») и целым сонмом самоходных орудий («Мардер», «Штуга», «Хетцер»). Впрочем, тут стоит сделать оговорку: Т-34 существовал в трёх основных модификациях: Т-34-57, Т-34-76, Т-34-85. Последняя цифра означала калибр орудия. Так вот, цифра 76 соответствуют танковым орудиям Л-11 и Ф-34, которые были приняты на вооружение ещё до войны. Их бронепробиваемости было достаточно до 42-го включительно, прежде чем новые немецкие пушки стали доставать советские машины за километр, на безопасном для собственных экипажей расстоянии.

Т-34-85 создали по аналогии с немецким «Тигром», установив в башню танка зенитное орудие калибра 85 мм. Это был второй по массовости выпуска танк, и он-то как раз мог на равных драться что с Т-5, что с Т-6. Например, первое боевое применение (в 1944 г.) модернизированного «Королевского тигра» кончилось тем, что немцы попали в танковую засаду Т-34-85; группу панцеров уверенно уничтожили.

Т-34-57 в первый раз выпускался ограниченной серией до 1941 г. В танк монтировали орудие, переделанное из Грабинского ЗИС-2, прозванного «в народе» козлом: после каждого выстрела оно подпрыгивало вверх на полметра. Опыт применения этого танка был более чем успешен, но его производство закончилось, когда орудие сняли с конвейера: ЗИС-2 обладал излишней бронепробиваемостью.

Да-да, именно так. Ведь этот показатель зависит не только от калибра орудия, но и его длины. По довоенной доктрине на танки по всему миру устанавливали короткие пушки. Так что «чрезвычайно» длинная Ф-34 была гораздо короче длинноствольной ЗИС-2, а последняя прошивала немецкие панцеры насквозь, порой не принося им ущерба! Орудие такой мощи в 1941 было просто не нужно: Ф-34 уверенно брала броню любого существующего панцера, а артиллеристы активно использовали маленькие, манёвренные и точные сорокопятки. Они эффективно поражали немецкие танки с 500 м, а благодаря малым размерам отлично маскировались.

Но с появлением Т-5 и Т-6 о проекте вновь вспомнили. Конечно, 85-мм орудие в достаточной степени отвечало всем необходимым требованиям современной войны, но для него требовалась новая башня – это во-первых, а во-вторых его банально не хватало: пушка монтировалась и на тяжелые ИС-1, выпускалась в зенитном варианте. Длинноствольное же 57-мм орудие эффективно боролось с тяжёлыми танками. Проекту дали новую жизнь, но массовым Т-34-57 уже не стал.

Так вот, если говорить о Т-34, учитывая все его модификации, то это был действительно лучший танк войны. Но даже в 45-ом на танковую роту приходилось по двум, максимум трём Т-34-85, а 57-е считались дефицитным танком. Всю тяжесть боёв с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 тянули именно Т-34-76.

В 41-ом этот танк действительно был живой легендой, хотя в тоже время нельзя считать его неуязвимым или непобедимым. Но по порядку.

Итак, довоенная доктрина рассматривала танки, как средство поддержки пехоты. Что в Англии, что во Франции танковые подразделения были сформированы при пехотных соединениях и не выводились в самостоятельные тактические единицы. Хотя уже в 30-е годы молодые военные теоретики (правда, успевшие получить богатый боевой опыт на полях Первой Мировой) заявляли о необходимости создания механизированных частей, вооружённых танками и выполняющих самостоятельные боевые задачи. Дальше кому как повезло: Гайнц Гудериан (Германия) встал во главе создаваемых танковых сил (панцерваффе), был и идеологом, и разработчиком, и полководцем. Неудивительно, что именно панцерваффе добивались столь впечатляющих успехов. Шарль де Голль (Франция) добился создания лишь двух «кавалерийских» (бронетанковых) дивизий перед самым началом войны. Одну возглавил лично и в 40-ом прославился, сумев на своём участке (под Абвилем) остановить и отбросить противника. Но Франция в итоге потерпела поражение.

А вот в СССР подобные теории развивал маршал Тухачевский М.Н., а затем генерал Павлов Д.Г. До этого роль танковых сил заключалась именно в поддержке пехоты. С этой целью был создан тихоходный и не очень большой Т-26 с тонкой противопульной бронёй и лёгкой пушкой калибра 45-мм. И перед войной этот танк был самым массовым в советской армии. Белорусские механизированные корпуса были практически полностью вооружены именно этой машиной.

К слову говоря, наличие боевой техники в пехотных частях само по себе не является глупостью. Уже во время войны танками довольно часто усиливали пехотные позиции. Их закапывали, маскировали, и полученные «ДОТы» на порядок увеличивали шансы отразить вражескую атаку. А тихоходный Т-26 идеально подходил для поддержки пехотных атак: его скорость примерно равнялась скорости бегущих бойцов. Двух пулемётов и точного орудия было вполне достаточно, чтобы подавить огневые точки врага, прорвать оборону. Ну а то, что броню машин уверенно поражали дивизионные и полковые орудия – так не было в начале 30-х двигателя, мощь которого выдержала бы серьёзное утолщение брони.

И завершая данную тему, стоит отметить, что «танк поддержки пехоты» актуален и сегодня, он получил своё развитие в БМП. Вы когда-нибудь видели боевую машину пехоты? Да тот же танк с гусеницами и противопульной бронёй, с орудием 76-мм и средствами поражения современных (универсальных) танков.

Продолжение следует…