Приветствую всех! В этой статье речь пойдёт об:
- соотношении пазов ротора и статора в зависимости от числа полюсов в двигателе;
- влиянии величины зазора на работу двигателя.
Начнём!
1. Соотношение пазов ротора и статора в зависимости от числа полюсов.
Электродвигатели конструируиют таким образом, чтобы существовала нормальная магнитная взаимосвязь между ротором и статором, поэтому при определённом числе полюсов должно быть соответствующее число пазов статора и ротора. Если это условие соблюдено не будет, то возможен сильный шум в двигателе или прилипание ротора при пуске. Учитывая это, при переделке электродвигателя на другие обороты или подборе ротора взамен утраченного. нужно знать несколько условий.
Первое условие - сравнение числа пазов ротора с числом пазов статора:
а) отношение чисел пазов ротора к статору не должно быть равным двум, единице, половине : Z2/Z не равно (2,1 или 0.5);
б) разность между числами пазов ротора и статора не дожна быть равна числу пар или числу полюсов Z2 - Z не равно р или 2р;
в) Разность между числами пазов ротора и половиной или двойным числом пазов статора не должна быть равна в первом случае числу пар, а во втором - числу полюсов:
Z2 - 0.5 * Z не равно р или Z2 - 2 * Z не равно 2р
Второе условие - сравнение числа пазов ротора с числом полюсов, увеличенных в число, кратное трём, при этом разность между числом пазов ротора и произведением числа полюсов на число полюсов кратное трём(ЧКТ), не должна быть равна нолю, числу полюсов или единице:
Z2 - 2p * ЧКТ не равно (0), 2р, 1, 2р+1, р+1.
ЧКТ - число, кратное трём - 3,6,9,12,15,18,21 и т.д. принимается таким, чтобы оно в произведении с числом полюсов давало результат, близкий или равный числу пазов ротора. Данные в скобках указывают на возможность прилипания ротора при пуске электродвигателя, подчёркнутые - шум и вибрацию двигателя, остальные - застревание ротора.
2. Влияние величины зазора на работу электродвигателя.
Расчёт эффективных проводников в пазу может быть правильным только тогда, когда воздушный зазор между ротором и статором имеет размер, который был заложен ещё на заводе-производителе. Если зазор увеличен( стирание при работе из-за плохих подшипников или проточка), то соответственно увеличивается сопротивление магнитному потоку, а значит, и растёт ток намагничивания(ток холостого хода). В этом случае двигатель выбраковывается.