Найти тему
Mankind

Энергия-Буран

Оглавление

Космическая программа советской многоразовой транспортной космической системы, ответ на американский Space Shuttle. Детище космической гонки и гонки вооружений. Просуществовала с 1976 по 1993 год.

В рамках программы были созданы сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия», орбитальный ракетоплан «Буран» и самый большой самолёт в мире Ан-225 «Мрия».

Энергия

Одна из самых мощных многофункциональных ракет-носителей в мире, среди советских - самая мощная и большая. Первую ступень формировали четыре боковых блока «А» с четырёхкамерными кислородно-керосиновыми двигателями. Поскольку силовой агрегат сертифицировали на 10 запусков, ступень планировали сделать многоразовой. Блоки «А» должны были садиться на землю с помощью системы парашютов, твердотопливного ракетного двигателя мягкой посадки и амортизирующих стоек. И летели бы в 2018-м к астероидному полюсу «Жигули», но схема оказалась слишком сложной и ненадежной, её так и не доработали. Вторая ступень – она же центральный блок – разгонялась двигателями на жидком водороде.

«Энергия» стартовала всего дважды. 15 мая 1987-го ракета должна была вывести на орбиту спутник «Полюс» - 80-тонный макет орбитальной лазерной платформы. Из-за сбоя системы ориентации полезный груз упал в Тихий Океан. 15 ноября 1988 года прошёл успешный старт «Бурана». Планировалось создать 3 модификации ракеты-носителя, на момент закрытия программы «Энергия - Буран», в 1993-м, на Байконуре стояли не меньше пяти незаконченных ракет. На сегодняшний день не осталось ни одной.

-2

Буран

Советские инженеры никогда не отрицали, что «Буран» - доработанная калька американского Space Shuttle. Более того, на строительстве копии настаивало правительство. Поскольку вопрос с конфигурацией многоразового космического корабля был снят изначально, инженеры уделили особое внимание его начинке. Главное отличие «Бурана» - он мог садиться в автоматическом режиме. В ноябре 1988-го челнок продемонстрировал, насколько он в этом вопросе самостоятелен, что добавило работникам ЦУПа седых волос.

После 205 минут в космосе и двух витков вокруг земли, «Буран» пошел на снижение. В 11 километрах над землей машина пересчитала показатели и переложила курс с заданного землёй. Корабль сделал плавную петлю, развернулся на 180 градусов и сел, погасив излишнюю скорость и по более выгодной траектории. В момент разворота «Буран» на некоторое время исчез с радаров, началась паника, ракетоплан предлагали немедленно уничтожить. Но всё закончилось благополучно. Впрочем, несмотря на очевидный успех, «Буран» больше никогда не выходил на орбиту. Ни возможность управляемого полета в атмосфере, ни система спасения экипажа, ни иные принципиальные отличия от Шаттла уже были не нужны.

В наследство от программы остались 6 изделий, прототипов и макетов челнока. Часть из них сделали музейными экспонатами. Тот самый «Буран», ставший собственностью Казахстана, был утрачен вместе с ракетой-носителем «Энергия» во время обрушения монтажно-испытательного корпуса на космодроме Байконур.

-3

Ан-225 «Мрия»

Последний «живой» участник программы «Энергия – Буран», самый большой из действующих самолётов в мире. Турбореактивный высокоплан «Мрия» создавали, чтобы транспортировать компоненты ракеты-носителя и космического корабля от места сборки к старту. Второй важной задачей была доставка самого челнока с запасных аэродромов на Байконур – в случае аварийной посадки. Кроме того, самолёт планировали использовать в качестве первой ступени для воздушного старта космического корабля.

Ан-225 построили на базе тяжёлого транспортного самолёта Ан-124 «Руслан». Чтобы машина соответствовала требованиям, фюзеляж удлинили, хвостовое оперение сделали двухкилевым, увеличили размах крыла с73 до 88 метров и добавили дополнительную пару двигателей. Когда самолёт достроили, возить на Байконур было уже нечего. Тандем «Мрия» - «Буран» совершил всего несколько полётов: в 1989 на Парижском авиасалоне, и в 1991-м на Байконуре.

Сейчас Ан-225 эксплуатируется компанией Antonov Airlines и выполняет коммерческие грузоперевозки.

Автор: Ксения Золотарёва