Время от времени в нашу школу приезжают студенты из других стран по обмену. Кто на год, кто на полгода. Живут в приемных семьях, изучают жизнь и быт российской действительности со всех сторон. Некоторые поначалу вообще по-русски не говорят. Только глазами хлопают, пытаясь хоть что-то разобрать. Но ничего, молодцы, приспосабливаются к непониманию. Никто раньше времени еще не уезжал. Более-менее сносно объясняться начинают уже после пары месяцев пребывания. К концу же программы почти бегло говорят.
Так вот, им, конечно, все интересно. Но и нам, учителям, тоже! Поэтому тесно общаемся с ними. Бартер производим – вы нам информацию, мы вам. Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами наблюдениями школьницы, прилетевшей к нам из Америки. На данный момент девочка уже четыре месяца живет в России. И впечатлений от нашей российской системы образования у нее накопилось достаточно, чтобы провести параллель между там и тут.
1. Почему все так громко разговаривают и кричат?
Количество детей в классах в ее школе не превышает 16 человек. У каждого индивидуальная парта. Комнаты большие и комфортно оборудованные.
У нас 30-35 учеников. Поэтому, хочешь быть услышанным, говори громко. Вот все и стараются. Каждому есть что сказать. А когда все говорят одновременно, создается впечатление, что дети просто шумят. Не по делу. Зато голоса учителей хорошо поставлены. Годы тренировок, что уж тут говорить. Как девочка уложила все это в своей голове, мне непонятно. И как ей объяснить, почему детей в классе так много? Если мы сами не понимаем…
2. Почему мне все указывают, что делать?
«У нас я сама знаю, что мне делать, что и кому говорить, как сидеть или стоять, куда идти, куда не идти, - рассказывает девочка, - причем здесь мне указывают все: и учителя, и одноклассники». Ну, мы то с вами знаем главный постулат американского воспитания: к ребенку надо относиться, как к взрослому. Он - личность, к которой надо прислушиваться и чей выбор уважать. Конечно, его нужно направлять, но не в форме приказов. Причем там и маленькая личность вольна выбирать, чем заняться: погулять, поспать или поиграть. Все-таки в России авторитарная система воспитания имеет место быть.
3. Что такое классный час и уроки мужества? И заодно, месячник по военно-патриотическому воспитанию?
В средней школе работа по воспитанию активной гражданской позиции также имеет много разных форм. Но в основном, это реальные дела. К примеру, благотворительные ярмарки. Где дети продают изделия, сделанные собственными руками. Что бы потом помочь пожилым людям или просто нуждающимся. Напоминает наше тимуровское движение. Или вместо классных часов у них мини-курсы продолжительностью от двух недель до нескольких месяцев «Отношения между странами», «Социальные проблемы» и т. п. И классных часов у них нет.
4. Почему оценки учеников объявляют на весь класс?
Для девочки было настоящим шоком услышать, как учитель диктует оценки во всеуслышание, да еще и комментирует, и делает замечания или хвалит отдельных учеников. У них это непозволительно. Нельзя сравнивать оценки друг друга, чтобы не развивать комплекс неполноценности у детей. Иначе он будет не уверен в себе и даже агрессивен. Учеников нельзя ругать, стыдить и тем более наказывать. Учитель должен воздействовать только позитивно, поощряя за успехи. А дети могут разговаривать, ходить во время урока, сидеть в свободной позе и т. д. И двойки у них большая редкость.
5. Что значит классное родительское собрание?
У них в принципе нет такого понятия. Есть определенные дни, когда родители приходят на личную беседу с учителем. Время обговаривается заранее. И где тет-а-тет решаются все вопросы успеваемости.
6. Ученики могут выбирать для изучения только английский или немецкий языки?
Каждый год в начальной школе дети изучают разные иностранные языки. Например, один год – французский, второй – итальянский и т.д. Когда ребенок переходит в среднюю школу, он сам выбирает тот язык, на котором он хочет научиться разговаривать.
7. Если ученик пропускает школу, ответственность несет учитель?
Если ребенок пропускает школу, то в тот же день секретарь звонит и выясняет причину отсутствия. Заметьте! Не учитель. Если ребенок пропустил школу три дня без уважительной причины, секретарь звонит в полицию. И уже официальные органы занимаются проблемой недобросовестного исполнения родительских обязанностей. У них можно пропустить только 18 уроков, если предмет читается весь год. Если курс занимает полгода, то допускается только 9 пропусков. Пока не закончились все уроки, из школы выйти нельзя, везде размещены видеокамеры.
У нас, к сожалению, не так. У нас вся ответственность лежит на классном руководителе. Он звонит родителям. Если те не берут трубку, пишет заказное письмо. Или же идет домой к ученику, выяснять ситуацию. Хорошо, если его пустят на порог и не пошлют куда подальше.
Несмотря на большую разницу в системе образования, девочка постепенно привыкла и некоторые моменты ей даже нравятся. Она с удовольствием изучает математику, биологию и химию, например. Общается со сверстниками. Много снимает на видео и отправляет друзьям. Летом полетит домой и будет скучать, как она сама признается. И мы тоже.