Настало время основательно поговорить о сериалах. Я лично сериалы люблю. Тем более, что мы живём в эпоху небывалого рассвета этого жанра. Когда-то сериалы были исключительно телевизионным зрелищем, сильно отстающим в сравнении с кино во всех аспектах, призванные скрасить вечера обычного среднестатистического человека. Они шли годами, рассказывая неторопливо банальные истории о любви (ну, не всегда только о любви). Конечно, среди них были легендарные удачи, но больше в жанре ситкомов («Друзья», «Клиника», «Элен и ребята»), встречались и процедуралы («Секретные материалы»). Их было много, но всех объединяло одно. Низкие бюджеты не позволяли даже мало-мальски конкурировать картинкой, а хорошие актёры могли оказаться в сериале только в начале своей карьеры, когда их ещё никто не знал (многие так и заканчивали). Но времена изменились. Пришло платное телевидение и платные интернет кинотеатры. Сериалы шагнули в новую эпоху.
Бюджеты выросли, актёры больше не считают сериалы ширпотребом, но главное в другом. Многомиллионные блокбастеры приносят хорошие гонорары, но требуют от сценаристов и режиссеров отбивать вложения и зарабатывать бабло, студии и продюсеры лезут в процесс, загоняют в рамки. Поэтому толпа талантливейших людей ломанулась в сериалы. Вот поэтому сегодня в кино выходят фильмы за 100-200-300 миллионов с сюжетом «хороший/плохой/добро/зло/любовь», а в сериалах гениальные сценарии встречаются сплошь и рядом, а фантазии хватает на 10-20-30 серий и кучу сезонов. Конечно, есть свои нюансы. Законы жанра иногда вынуждают тянуть резину, снимать довольно проходные сезоны и серии, но это не мешает сериалам переживать свою золотую эру. Вот поэтому в режиссерском кресле оказываются Финчер, Содерберг, Скорсезе, Дель Торо, Скотт, а уже сделавшие себе имя Кевин Спейси, Ева Грин, Эдриан Броуди, Энтони Хопкинс, Мэтью МакКонахи, Вуди Харрельсон, Колин Фаррел, Винс Вон и другие все чаще заглядывают в сериалы.
В такой жесточайшей конкуренции и погоне за платным зрителем приходится наращивать бюджеты, удивлять, ломать стереотипы. Так появились уникальные сериалы. «Шерлок» довёл формат серии практически до полноценного кино, сезон свёл к 3-4 сериям, приурочил релизы к Рождеству и добился премьер одновременно во многих странах мира, подарив нам чёткую ассоциацию «новый год-Шерлок», «Игры престолов» поломали рамки сериальных бюджетов (а вместе с тем и качество сериальной картинки), вбухав кучу денег в производство и постпродакшн, сделав сериал одним из ярчайших явлений поп-культуры нашего времени, «Настоящий детектив», а в след за ним «Фарго» перевернули классическое представление о сезонности, сделав каждый сезон независимой и новой историей с кучей звёзд. Netflix с «Карточным домиком» взорвал формат релиза сериала, выливая целый сезон одновременно. И «Чёрное зеркало» продолжает традицию слома стереотипов (не случайно после 2-х сезонов сериал купил тот же «Netflix»). Оказалось, что сериал может быть и таким.
Каждая серия «Чёрного Зеркала» представляет собой абсолютно независимое произведение с новыми актерами и сюжетом, хрон серий пляшет от 50 сериальных минут до 90 почти киношных, жанры скачут от нуарного детектива до комедии, сериал можно смотреть с любого сезон и с любой серии, справа налево и по диагонали. Объединяет все это одна идея. Мир, погрязший в технологиях через 5-10-50 лет или даже завтра.
Рецензию на любой другой сериал следует писать в конце, когда все ясно и ты убедился, что финал не перечеркнул всё происходящее до. А на «Чёрное зеркало» можно и сейчас. Забавно, что ворвался сериал в нашу жизнь ровно благодаря тому, о чем и фантазирует и над чем иронизирует. Первая серия, про которую многие только слышали короткое резюме «трахает свинью», разлетелась как вирус постами и репостами. При этом сама серия по мне одна из самых слабых в сериале, но миссию свою выполняет. А дальше лучше. Есть серии простые и пробиваемые (что не мешает им при этом быть чудесно срежесированными и нести нужный посыл), есть серии круто закрученные и гениальные. Есть философские (достойного уровня философствования), а есть напичканные визуализацией и мелкими придумками. И отдельное волшебство, что в какой-то момент ты начинаешь воспринимать этот альманах несвязанных историй и новелл как сериал. И даже в некоторых сериях недоумеваешь, почему же эта серия тут оказалась, пока сама серия не поставит всё на свои места.
В общем, это стоит увидеть. Это не отнимет столько времени, как стандартный сериал, и это точно не оставит равнодушным. А местами ещё и заставит плотно подумать. Всем советую «Чёрное зеркало» и обещаю не обходить сериалы своим обзорным вниманием тут.