Найти тему

Мстера, Палех и Холуй – разница в однообразии

-2

-3

Сегодня Мстера, Палех и Холуй – одни из наиболее известных сувенирных брендов России. Когда-то большинство жителей этих сел, некогда относившихся к Владимирской губернии, писали иконы в «суздальской» манере. Она характеризовалась «женственной мягкостью, спокойной, плавной текучестью линии, гармоничной красочностью» и была созвучна народному лубку. Ей присущи яркость цвета, тяготение к простой и симметрически уравновешенной композиции с привнесением в изображение бытовых черт, обусловленных местными особенностями жизни.

При кажущемся едином подходе к написанию икон каждое село имело свою манеру, которая впоследствии отразилась и на местной лаковой миниатюре.

Холуй, вотчина Троице-Сергиевой Лавры и Суздальского Спасо-Ефимиева монастыря, еще с XVI века был приспособлен к иконописному делу. При этом, по мнению искусствоведов, работы были невысокого уровня с уклоном в сторону живописных тенденций в противовес иконописным. При характерной многоцветности они имели несколько примитивный и лубочный характер. Своеобразный наивный реализм, особенно ярко проявившийся в иконном пейзаже.

Мстерский иконописный промысел начался в XVII веке. Его художественная манера отличалась и от Холуя, и от Палеха. Она создавалась вкусами и потребностями старообрядчества, т.е. дониконианской стилистической традиции. Мстерское подражание старым манерам иконописного искусства до XVII века нередко доводилось до тончайшей, виртуозной подделки. Но при этом Мстера сохранила свое лицо, а ее манера написания икон получила определение «себякинской», т.е. «от себя», от мастера. Мстерская иконопись характеризуется живописностью, колоритом. Он имеет два контрастных строя: тон теплый (охряной или темно-зеленый с киноварной доминантой) и холодный (блеклый разбельный с голубоватыми и бирюзовыми оттенками).

Иконы в Палехе начали писать в XVII веке. Село находится дальше, чем Мстера и Холуй, от больших дорог и судоходной Клязьмы, поэтому оно не было вовлечено в создание «массовой» иконы, которую по всей России разносили офени. Подобно Мстере, Палех удовлетворял старообрядческую потребность в стилях «древлего благочестия», но замкнутый в себе, создавал свой стиль. Он характеризуется спокойным теплым тоном, без вызывающей яркости и внешней эффектности. Ему присущи сдержанность и объединенность колорита общим тоном, сложная обработка лиц плавями (последовательным наложением определенной краски в определенном порядке), гармоничное колерование одежд и общая сложность композиции.

Оставшись после Революции без работы, палешане в 1920-ые годы обратились к искусству лаковой миниатюры, но стали писать не масляными красками, как в Федоскино, а темперой. Вслед за Палехом художественные артели возникли сначала в Мстере, а затем и в Холуе.

Написанные золотистыми красками на черном фоне палехские миниатюры отличаются разнообразием цветовых переходов, многообразием элементов композиции, орнаментальным богатством рисунка. Как и в иконописи, сохраняется письмо «плавями».

Холуйские мастера стараются избегать чисто черного фона. Сюжет миниатюры чаще разворачивается в живописно решенном пейзаже (отсылка к холуйской иконе). Изображения лаконичные, объемные, крупные планы при минимуме деталей.

Мстёрские художники практически не используют черного фона. От этого возникает ощущение праздничности. Как и в холуйских, в мстерских работах особую роль играет пейзаж, но он, как и сюжет росписи, прописывается более мелко. За счет построения пространства несколькими планами миниатюра получает глубину. И мстерские изделия, как и некогда их иконы, имеют так называемую «ковровость», присущую Востоку.

Как бы ни отличались палехские, холуйские и мстерские промыслы, но они вошли в золотой фонд русской культуры. И каждый из них по-своему прекрасен!

С особенностями мстерского письма вы можете познакомиться на выставке в Музее-заповеднике «Александровская слобода». «Искусство Мстеры» работает до 16 апреля.