Два великопостных письма Святителя Макария (Невского) духовной дочери
1 марта Православная Церковь отмечает День памяти Святителя Макария, митрополита Московского и Коломенского, апостола Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский)
Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет.
Письма митрополита Макария (Невского) духовной дочери
Митрополит Макарий (Невский) был, несомненно, одним из самых выдающихся иерархов Русской Православной Церкви. Ему довелось возглавлять Московскую кафедру в трагическое время нашей истории – с 1912 по 1917 год.
До того он был архиеписком Томским, еще прежде – епископом Бийским, а вообще церковное служение Михаила Андреевича Парвицкого, как звали его в миру (Невский – прозвище, данное семинаристами) началось в 1855 году, когда после окончания семинарии молодой человек отправился рядовым сотрудником в Алтайскую духовную миссию.
Пламенный миссионер, блестящий проповедник, энергичный строитель, владыка Макарий удивительнейшим образом сочетал с этими дарованиями общественного служения сердечную кротость.
В страшное предреволюционное время, когда либеральная печать, сбросив маску радетеля за свободу совести и права человека, открыто ополчиласъ против Церкви, митрополит Макарий был обвинен в... благословении еврейских погромов. Владыка, по своей чистоте и невинности, покоже, не мог даже представить себе степень бесчестности нравов: он стал объяснять, что это неправда, – прессе только того и надо было. Она подняла шум, и с помощью безбожной власти авторитетнейший иерарх был отправлен в отставку.
Его лишили права проживания в Троице-Сергиевой Лавре, саященноархимандритом которой он являлся, лишил денежного пособия и сослали в Николо-Угрешский монастырь под Москвой, где, изнуренный страданиями и болезнями, он в 1926 году и скончался.
И во времена своего архипастырского служения, и в годы изгнания, несмотря на занятость, несмотря на болезни, святитель Макарий не оставлял своих духовных детей: терпеливо и кротко он принимал все их боли, беды и скорби.
Собранные здесь письма – это ответы владыки духовной дочери, некоей Матроне. Она была сестрой милосердия, служила в госпиталях и общалась со своим духовным отцом чаще всего посредством переписки. Похоже, Матрона понимала, что значимость писем святителя Макария выходит за пределы частного интереса, и позаботилась о том, чтобы после ее смерти они оказались в надежных и бережных руках.
С 1971 года письма хранились у монаха Савватия, который и передал их для опубликования.
Священник Ярослав Шипов
Молись, борись, спасайся!
Два великопостных письма Святителя Макария (Невского) духовной дочери
15 февраля 1912 г.
Насколько порадовало меня предпоследнее твое письмо, настолько опечалило последнее, дочь моя. Враг отмстил за немногое твое воздержание. Он, очевидно, озлобился на тебя, видя попытку твою вырваться из рук его. Но ты все-таки не отчаивайся: опять вставай, опять борись, взывая о помощи к Иисусу Сладчайшему и Матери Его.
Прочитай совет в календаре “Друг христианина” от 15 февраля с. г. на обороте, статейку в конце: “Когда начнешь исправлять дурную привычку”, упражняй волю свою, отказывая себе в некоторых желаниях, как я уже писал тебе. Если научишься отказывать себе в малом, легко будет побеждать и сильные желания. Прими, дочь моя, эти советы к исполнению. Учись во всем поступать осторожно. Не предавайся смеху, пустым разговорам. Начни новую жизнь с Божией помощью и победишь главною врага.
Я боюсь за тебя, чтобы ты не приступила к святому причащению, не очистивши себя слезами покаяния и не приняла бы этот дар Божественный во вред себе. Кайся, плачь, молись, крепись, поминай внезапную или скорую смерть и вечные муки для непокаявшихся грешников.
Господь с тобой. Спасайся. Молюсь о тебе.
Моя болезнь понемногу проходит; сыпь прошла; руки и ноги почти очистились, но зуд все еще бывает по временам. Спасибо тебе за заботы обо мне. Спаси тебя Господь.
Сердечно благожелательный тебе
А. Макарий.
9 марта 1912 г.
Мир тебе и благословение, раба Христова и дочь моя о Господе. Вчера получил письмо твое от 29 февраля, а ранее за неделю – еще таковое же.
Последнее письмо через неделю после исповеди и причащения. Оно очень опечалило меня... Знаешь – почему? “Не весте ли, я ко храм Божий есте?” Причащающийся Тела и Крови Христовой имеет Христа, живущаго в нем: тело причастнвшагося есть обиталище Христа.
И вот, что сделано с этим храмом! Страшно! Страшно! Что же делать? Махнуть на все рукой с отчаянием и пойти за Иудой? Сохрани Бог! Я не отчаялся и не отчаиваюсь. Верю, что сатана не будет сильнее Христа, если мы, грешные, падшие, на землю сатаной поверженные не простираем рук к сатане, но обращаем и взоры, и руки ко Христу, умоляя не только о помиловании, но и о всесильной помощи.
Мню, что Господь все еще милостив к тебе; ибо тебе дарована после того сила для борьбы с привычками и устоять против натисков сатаны. Я продолжаю молиться о тебе, об избавлении тебя от искушений. Хотелось бы мне знать, употребляешь ли те средства, которые я советовал тебе? Пользуешься ли теми орудиями для борьбы, о которых я писал тебе. Укрепляешь ли волю свою, отрекаясь иногда от желаний своих: не взглянуть, когда любопытство влечет тебя к этому, не вкусить, когда чувствуешь позыв к тому. Вообще помаленьку отказываешь ли себе в исполнении некоторых пожеланий, сдерживаешь ли руки, когда они хотят простирать к исполнению желания, родившегося в сердце? Исполняешь ли молитвенное правило небольшое, но усердно совершаемое?
Получая твои письма, я всегда распечатываю их с тревогою мыслей: что-то пишется тут? Розовый или шиповниковый букет? Помоги тебе Господь больше н больше укрепляться в борьбе, дабы промежутки безгрешного состояния делались все больше и больше, чтобы мир души и покой от страсти простирался не на два, три дин, а на месяцы и годы. Чтобы ты, возлюбленная дочь моя, соделалась чистым посланцем Христа, носительницей благодати Св. Духа, укрепляющей н утешающей тебя; чтобы страх Божий оберегал и твою душу, и твое тело.
Елизавета Георгиевна была смертельно больна воспалением горла, а потом уха. Теперь, слава Богу, стала поправляться.
Не сподобит ли тебя Господь достойно, с сокрушением сердца и покаяния Св. Христовых Таин пред Пасхой, а потом – радостно встретить Светлое Христово Воскресение?
Может быть, не успею до Пасхи написать тебе, поэтому заранее шлю тебе праздничный привет: Христос Воскресе! Пиши. Все пиши, нимало не умалчивая. Твое частое откровенное исповедание для меня утешительно, как свидетельство того, что ты, при всей немощи своей, желаешь принадлежать Христу, а не врагу Его и твоему.
Сердечно благожелательный богомолец твой и любящий отец
А.М.
Краткое житие Святителя Макария
Родился он 1 октября 1835 года, на празднование Покрова Божией Матери, в селе Шапкино Владимирской губернии. Отец его, Андрей Иванович, служил причётником сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве. Любимым чтением юного Михаила были творения святого Тихона Задонского, Ефрема Сирина и житие преподобного Серафима Саровского.
В 1854 году он закончил семинарию (здесь ему дали фамилию Невский) и согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарёв, память 18 мая) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.
16 марта 1861 года он принимает монашеский постриг с именем Макария, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукополагают в иеродиакона, а 19 марта – в иеромонаха. Теперь начинается его самостоятельное миссионерское служение – сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане. Успех проповеди мог быть лишь в том случае, когда народу несли Слово Божие на его родном языке. Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями. И многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани. В 1875 году отца Макария назначают помощником начальника Алтайской миссии.
В 1883 году отца Макария возводят в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности владыка прослужил восемь лет. За это время число крещёных возросло до 19216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухарёве) число крещёных – 675 душ), число приходских храмов – до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1168 человек.
За 36 лет своего миссионерского служения владыка Макарий приобрёл всероссийскую известность. В 1891 году его назначают епископом Томским. Владыка Макарий считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних утешение, для других – наставление, для третьих – ободрение, а для иных обличение». Он занимался также попечительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в Томске было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен. За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства.
Святитель Макарий предчувствовал грядущие события в России. В одном из своих поучений он говорил: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его... В подмётных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, беспорядков... Их желание — всё перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими...». Владыка предрекал, обличая смутьянов: «Не хотите вы своей Русской власти, так будет же у вас власть иноплеменная».
В Мае 1906 года его возвели в сан архиепископа. А в 1912 году назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, владыка большое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность современников, выступает против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией». Священномученик Арсений (Жадановский) (память 14 сентября) в своих воспоминаниях писал: «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление. Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки».
Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет.
В 1917 году после Февральского переворота в газетах начинается кампания клеветы на владыку, который остался верен присяге государю и отказался присягнуть Временному правительству. Его не допустили на Всероссийский собор 1917–18 годов. Святителя принуждают «как не соответствующего духу времени» – под угрозой заключения в Петропавловскую крепость – подать прошение об отставке. Это было явно беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного масонского правительства, так как московские митрополиты благодаря своему особому статусу никогда не увольнялись на покой – ни по причине болезни, ни по старости. Кроме того, 82-хлетнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре – священноархимандритом которой он был, – сослав в Николо-Угрешский монастырь.
Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Не раз посещал больного владыку св. патриарх Тихон, последнее их свидание было в августе 1924 года, оба испросили друг у друга прощение. Священномученик митрополит Пётр, став патриаршим местоблюстителем, просил у старца благословения, и владыка с любовью подарил ему свой белый клобук.
Выдающийся святитель-миссионер, «Апостол Алтая», «Сибирский столп Православия», «живой русский святой» – так называли его современники – почил 16 февраля 1926 года в посёлке Котельничи Московской области Люберецкого района. В 1957 году его честные нетленные останки были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в храме Русских Святых Успенского Собора.
Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Включен в Собор Московских святых (память в воскресенье перед 26 августа по старому стилю).
По материалам сайта «Азбука веры»