Найти тему
БАГАЖЪ

Лидер эскадренных миноносцев «Ташкент»

У кораблей, как у людей, судьбы бывают разными. Одни, прослужив свой срок, тихо уходят, другие становятся легендами. Вот такой легендой и стал боевой  лидер «Ташкент», принадлежавший Черноморскому флоту. На долю этого корабля выпала недолгая жизнь, которая пришлась на то страшное военное время, когда фашистские войска вероломно вторглись на территории СССР и, пользуясь фактором неожиданности, быстро продвигались вглубь страны.

Армия остро нуждалась в боеприпасах, вооружении и продуктах питания, а отдельные части и представители гражданского населения искали пути эвакуации. Эти и многие другие задачи легли на плечи надводного транспорта. Всего за один год «Ташкент» успел:

  • пройти 27 тысяч миль;
  • сопроводить, в качестве защитного конвоя, 17 транспортных судов;
  • обеспечить безопасность 20-ти тысячам человек, перебросив их в тыл;
  • осуществить транспортировку более двух с половиной тысяч тонн различного груза;
  • сбить девять и вывести из строя четыре вражеских самолета;
  • уничтожить боевой катер фашистов;
  • нанести более ста боевых поражений укреплениям врага на береговой линии.

В конце августа 1941 года лидер, получив задание подавить четыре вражеские батареи, контролирующие подходы к одесскому побережью, тотчас отправился на его выполнение. Всего два часа и 120 фугасов понадобилось команде «Ташкента», чтобы избавиться от вражеских наземных орудий. Операцией руководил и контр-адмирал, который присутствовал на эсминце и лично вынес благодарность командованию и экипажу, ставя их в пример остальным боевым машинам Черноморского флота.

Выполняя следующее задание, которое требовало уничтожения боевой силы противника и его береговых укреплений, лидер эсминцев подвергся жесточайшей атаке с воздуха немецкими бомбардировщиками. Корабль был оснащен всего лишь 37-ми миллиметровыми зенитными автоматами, что не давало возможности противостоять воздушным нападениям с четырехкилометровой высоты. Команда все же вела плотный заградительный огонь, при этом уклоняясь от бомбардировок противника.

Получив серьезные повреждения, эсминец ушел в севастопольские доки, где, после осмотра, специалисты «вынесли приговор»: на ремонт потребуется не менее пяти месяцев. Но все понимали, что в такое тяжелое время (когда каждый день, и даже час, может решить судьбу страны), полгода ремонта – непозволительная роскошь. И тогда, по предложению инженера морского завода, было принято решение заняться восстановлением боевого корабля на месте. Уже через полтора месяца «Ташкент» с обновленной двухорудийной башней 39-К вернулся к выполнению боевого несения службы.

В ноябре лидер эсминцев конвоировал три танкера и ледокол к проливу Босфор для дальнейшего их следования на Дальний Восток. В тяжелейших погодных условиях, при десятибалльном шторме, задание было выполнено в течение трех дней.

Когда началась осада Севастополя фашистскими войсками, легендарный корабль стал ниточкой спасения для осажденных. Команда, рискуя жизнями, доставляла грузы в город морем, помогала морским пехотинцам туда проникнуть, поставляла боеприпасы, горючее, продукты. В памяти военных и населения лидер закрепился как помощник и спаситель.

Чем дольше продолжалась осада героического города полуострова Крым, тем яростней становились вражеские действия по предотвращению помощи севастопольцам. Судьба «Ташкента» и защитников города целиком зависела от профессионализма и невероятных усилий командира и команды корабля, которые «вдыхали» жизнь в город и веру в его обитателей. Люди знали, что их помнят, что победа неизбежна.

Одним из самых невероятных событий, связанных с городом-героем, стал прорыв Лидера 27 июня 1942 года из осажденного города.  Имея на борту более двух тысяч людей, лидер эсминцев был подвергнут налету немецких бомбардировщиков в количестве 86-ти боевых машин. В течение четырех часов экипаж давал отпор из зенитных установок, маневрировал, тушил возникающие пожары, проводил экстренный ремонт на ходу, при этом избегая прямых попаданий от трехсот тридцати бомб, выпущенных врагом.

«Ташкент» снова получил серьезные повреждения, но сумел дождаться прибытия других судов, чтобы пересадить людей и отгрузить фрагменты  «Севастопольской Панорамы», многие из которой были повреждены. После разгрузки лидер эсминцев отправился в ближайшую бухту.  Экипаж корабля был представлен к государственным наградам: все члены команды получили медали за проявленный героизм, командованию был вручен Орден Ленина.

В июле 42-го командующий Кавказским фронтом обещал добиться для легендарного лидера эсминцев гвардейского звания, но не суждено было развеваться над кораблём гвардейскому флагу. Уже на следующий день после посещения судна Буденным, лидер был неожиданно атакован эскадрильей противника и получил два прямых попадания. Повреждения были настолько серьезными, что ремонту «Ташкент» не подлежал. Уцелевшее оборудование и артустановки были сняты и переустановлены на другие машины.

После освобождения Новороссийска в 1944-м ЛЭ «Ташкент» хотели восстановить, но, как оказалось, все попытки были тщетными из-за серьезных повреждений при бомбардировке и после длительного нахождения в воде. Увы, корабль был отправлен в Николаев, где вскоре его утилизировали.

Неизменно обязанности командира лидера эсминцев выполнял В. Н. Ерошенко, капитан третьего ранга. Его имя присвоено одной из улиц города-героя Севастополя, а название эсминца внесено в список на памятнике Черноморской эскадре. Память же о подвигах экипажа будет передаваться из поколения в поколение.