Найти тему

Развитие информатизации системы образования.

Развитие информатизации системы образования. Совершенствование законодательства в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Комитет Государственной Думы по образованию и науке, заслушав и обсудив сообщение первого заместителя председателя Комитета О.Н.Смолина – руководителя рабочей группы Комитета по совершенствованию законодательства в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, выступления членов Комитета и приглашенных лиц по вопросу «Развитие информатизации системы образования. Совершенствование законодательства в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», считает необходимым отметить следующее.

Информатизация образования является неотъемлемой составляющей формирования информационного общества в Российской Федерации, важным направлением развития всей системы российского образования. 11 января 2018 года Президент России В.В.Путин на встрече со школьниками – авторами лучших сочинений в номинации «Россия, устремленная в будущее» Всероссийского конкурса сочинений отметил, что распространение дистанционного образования очень важно для такой большой страны, как Россия. «Нам необходимо сделать это образование доступным, развивать современные технологии», – сказал В.В.Путин.

К числу системообразующих направлений информатизации образования, по мнению участников заседания, следует отнести:

- расширение применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательными организациями всех своих образовательных программ;

- расширение применения средств автоматизации деловых процессов, баз данных, информационно-коммуникационных технологий в практике управления образованием на всех уровнях управления, в том числе в каждой образовательной организации – от детского сада до университета;

- создание цифрового учебного и просветительского контента, электронных учебников и учебных пособий, электронных информационно-образовательных сред и платформ, электронных учебных курсов, обеспечивающих гражданам возможности получения образования в течение всей жизни вне зависимости от места их проживания;

- развитие методов и форм обучения и воспитания с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, включая расширение возможностей реализации образовательных программ исключительно средствами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающихся, на формирование умений самостоятельного приобретения необходимых знаний.

С учетом итогов состоявшегося обсуждения, Комитет решил:

1. Считать необходимым:

- разработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающих установление новой категории образовательных организаций высшего образования «открытый университет» («электронный университет»);

- внесение в часть 3 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» изменения, устанавливающего, что первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся «за исключением обучающихся по программам, реализуемым в заочной форме, либо исключительно с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

- рассмотреть вопрос о создании специальной комиссии по развитию индустрии электронного обучения;

- рассмотреть возможность подготовки проекта федерального закона «Об индустрии электронного обучения» и разработки с учетом международного опыта программы развития индустрии электронного обучения;

- создать систему экономических и иных стимулов для внедрения образовательными организациями электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе предусматривающую возможность привлечения образовательными организациями прямых и пакетных инвестиций;

- обеспечить развитие и широкое внедрение национальных стандартов описания электронных изданий образовательного назначения;

- обеспечить уточнение понятий «электронное издание» и «электронный учебник» с учетом практики постоянного обновления их содержания при реализации электронного обучения;

- обеспечить формирование процедур проведения экспертизы электронных объектов авторского и смежных прав, баз данных и баз знаний учебного и просветительского назначения и принятия решений о допуске к использованию их в учебном процессе;

- обеспечить процедуры получения авторского вознаграждения за использование электронных объектов, защищаемых авторским и смежными правами, баз данных и баз знаний учебного и просветительского назначения при их использовании в учебном процессе;

- обеспечить стопроцентный доступ общеобразовательных организаций к широкополосному Интернету.

3. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации:

а) внести в Положение о лицензировании образовательной деятельности, а также в федеральные государственные образовательные стандарты и иные нормативные правовые акты Минобрнауки России изменения, предусматривающие в полной мере учет специфики требований к осуществлению образовательной деятельности с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

б) рассмотреть возможность внесения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 г. № 301 изменений.

в) внести в перечень направлений подготовки (специальностей) профессионального и высшего образования специальности, обеспечивающие развитие и функционирование системы электронного обучения (технологии электронного обучения, проектирование электронных образовательных процессов, проектирование электронных образовательных ресурсов, организация и экономика электронного обучения и других), разработать и утвердить федеральные государственные образовательные стандарты по указанным направлениям подготовки, обеспечить подготовку кадров для системы электронного обучения, в том числе создания и функционирования его инфраструктуры;

г) рассмотреть возможность внесения изменений в систему форм обучения в связи с развитием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

4. Комитету Государственной Думы по образованию и науке в период весенней сессии 2019 года заслушать Минобрнауки России и другие заинтересованные министерства и ведомства о реализации настоящих рекомендаций.

Читать полностью на Сайте Владимира Кудрявцева