Аренда подстанции и других объектов электросетевого хозяйства для потребителя дело довольно прибыльное. Однако, заключив соответствующие договоры с сетевой организацией, потребитель может не только не получить выгоды, но и нажить себе проблемы.
Чтобы этого не произошло, рассмотрим какие могут быть риски для потребителя при передаче в аренду электросетевого оборудования сетевой организации:
1. Потребитель подключен к сетям ПАО "ФСК ЕЭС"
В этом случае потребитель "выпадает" из котлового ценообразования, где сетевые организации получают деньги, часть из которых потом передается потребителям по договорам аренды.
Если же потребитель сдает в аренду какое-либо электросетевое оборудование сетевой организации (не важно, будет ли это метр провода или ГПП), юридически он становится подключенным не к сетям ФСК, а к сетевой организации, которой оборудование было передано.
Следовательно, такой потребитель по закону должен оплачивать услуги по передаче не по тарифам ФСК (или для некоторых регионов, где еще не отменены договоры "последней мили" по тарифу ВН1), а по единым котловым тарифам. То есть, в лучшем случае услуги по передаче должны быть оплачены по тарифу ВН, который в несколько раз дороже, чем тариф ФСК.
Потребителям, оплачивающим услуги по передаче электроэнергии по тарифам ФСК экономически не целесообразно передавать свои сети в аренду сетевой организации.
2. Потребитель подключен к генераторному напряжению (ГП)
Обычно, потребители, оплачивающие услуги по передаче электрической энергии по тарифу ГП, подключены к шинам электрической станции по стороне 10кВ.
В этом случае, передача в аренду сетевой организации любого электросетевого оборудования, аналогично, прошлому пункту, приведет к необходимости оплаты услуг по передаче по тарифу СН2.
Вероятность, что увеличение стоимости услуг по передаче для потребителя компенсируется арендными платежами является маловероятной. Тем более, что в этом случае сетевая может взять в аренду линии электропередач и распределительные подстанции, которые являются не такими "лакомыми", чем подстанции более высоких уровней напряжения.
3. Изменение уровня напряжения
Более общий случай, частично описанный в прошлой статье.
Если сдать в аренду не только питающую подстанцию, но и отходящие от нее сети и/или распределительные подстанции - это, конечно, увеличит арендные платежи.
Однако, по законодательству потребитель будет обязан оплачивать электроэнергию не по уровню напряжения ВН или СН1, а по СН2 или даже НН, что значительно увеличит затраты потребителя на оплату услуг по передаче электроэнергии.
4. Аренда без тарифного регулирования
Чтобы передавать деньги потребителю, сетевая организация должна получать их законным путем - организация-арендатор должна являться сетевой организацией и иметь утвержденным РЭК региона тариф на услуги по передаче электроэнергии для расчетов между сетевыми организациями.
А если этого тарифа нет?
Если в регионе осуществляется тарифообразование по схеме "котел снизу" (потребитель оплачивает услуги по передаче той сетевой организации, к сетям которой подключен), взявшая в аренду сети потребителя НЕсетевая организация может оставлять себе все деньги, оплачиваемые потребителем за услуги по передаче электроэнергии. При этом такая НЕсетевая может объяснять потребителю, что все вокруг не правы, МРСК придирается и не хочет заключать межсетевой договор и пр.
Юридически же получается, что потребитель вообще не оплачивает услуги по передаче электроэнергии, так как сетевая организации, которая по закону должны их получать - не видит от потребителя ни копейки.
В результате сетевая может инициировать в отношении потребителя ограничение режима потребления и пока потребитель не оплатит сетевой стоимость услуг по передаче, которую он уже оплатил НЕсетевой организации - по закону ограничение не будет снято.
Если же в регионе ведется тарифообразование по схеме "котел сверху" (все деньги за услуги по передаче передаются филиалу МРСК, которая распределяет деньги между другими сетевыми организациями) НЕсетевой такая схема не интересна, так как МРСК просто не заплатит НЕсетевой без межсетевого тарифа. Правда и в этом случае могут найтись "арендаторы", предлагающие потребителю помимо договора аренды заключить также договор оказания услуг по передаче электроэнергии, а с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) заключить договор купли-продажи электроэнергии. Ну а дальше всё, как написано выше - НЕсетевая берет деньги за услуги по передаче, которые не оказывает, а сетевая не получает ни копейки, пока в отношении потребителя не будет введено ограничение режима потребления.
5. Аренда не с начала периода регулирования
Тарифы на услуги по передаче электроэнергии (как единые котловые, так и для расчетов между сетевыми организациями) устанавливаются на календарный год.
Потребитель может передать в аренду сетевой организации (для которой установлен межсетевой тариф) свое электросетевое оборудование не с начала года, а, скажем с февраля месяца.
Переданное оборудование не будет учтено в тарифном регулировании и сетевая организация, по логике, не должна получать за него деньги.
Однако, расчеты между сетевыми организациями осуществляются исходя из фактического объема потребления электроэнергии, то есть в том числе с учетом потребления по оборудованию, переданному в аренду в течение года. Таким образом, сетевая организация может воспользоваться несовершенством действующего законодательства за счет дополнительно взятого в аренду оборудования необоснованно увеличить свою фактическую выручку, относительно утвержденной РЭК региона необходимой валовой выручки.
В настоящее время уже сложилась судебная практика, по которой указанные действия сетевой организации являются незаконными.