Продолжение.
Ранее: Часть 1: законопроект
Статус не участника, а всего лишь наблюдателя в ГАТТ, позволял исполнительной и законодательной властям России особо не париться с созданием чёткой правовой базы внутрироссийских и международных экономических отношений. В принципе, проявления этого мы можем наблюдать и сегодня: ручное управление, подзаконные акты, временные указы президента и правительства – ничего этого не нужно в стране, где на всё есть соответствующий продуманный закон и каждый знает правила игры.
Но в середине 90-х Россия декларировала себя как равноправный субъект «цивилизованного» мира, и в 1995-м году подала заявку на вступление в ВТО (ну как же, все приличные пацаны уже там, а мы как лохи какие-то).
Начались переговоры, на начальном этапе которых российским переговорщикам было ожидаемо сказано примерно следующее: «Хотите? Хорошо! Ну, вы пока идите, подготовьтесь».
Дело в том, что у члена ВТО должны быть – нет, не одинаковые, свои, но должны быть! – законы и прочие правовые штуки по всем направлениям торгово-экономических отношений. Речь не идёт о том, что они должны быть хорошими или плохими – всё это относительно, смотря с какой стороны посмотреть, и является внутренним делом государства. Но для членов ВТО они являются базой взаимоотношений с партнёром: здесь всё прописано чётко и однозначно – понятно, будем действовать так; здесь не прописано – будем делать эдак, как нам самим удобно и выгодно, а вы подвиньтесь.
Как в недавнем эпическом фильме: нет зафиксированного Законом негативного отношения государства к мужеложеству, и нате вам требования о проведении гейпарадов, а на вопрос Оливера Стоуна президент отвечает в том смысле, что мы не против, наоборот - с дорогой душой, и даже в армии (!) геям зелёный свет (очевидно надеясь, что там, на месте, разберутся как надо).
Если вы не сможете сами себе ответить о наличии у нас вменяемой экономической Политики (да, с большой буквы П), а вспомните лишь регулярные разговоры о смене(?) её вектора, не удивляйтесь – кардинальных изменений с конца 90-х не произошло. Даже отбросив (что так бывает, показывает наш опыт) то, что регламентация экономических отношений ценна сама по себе и должна работать на развитие государства, Россия тупо не была готова к всепроникающим конкурентным отношениям на огромном глобальном рынке без проработанных:
- условий налогообложения
- кредитной системы и страхования
- собственных платёжных систем
- систем госзакупок и лизинга
- национальных стандартов и норм
- финансовых институтов
- а также комплексов защиты прав на интеллектуальную собственность.
Устранив, как им казалось, явные пробелы, правительство России продолжило путь на вступление в ВТО.
Продолжение следует