Найти в Дзене

Истребитель МиГ - 21 БИС. Модель из листового пластика в масштабе 1:16.

   Я не знаю, как рассказывать про постройку моделей. В наше время повсеместного переизбытка информации все уже рассказано по многу раз: и технологии сборки, и покраски-тонировки, и работа со смолой и металлом. Но каждый раз, когда заканчиваешь какой нибудь интересный проект, хочется поделиться радостью с окружающими.


  Итак, задача стояла довольно нетривиальная: сделать модель самолета МиГ – 21 БИС в масштабе 1:16 в полетной конфигурации с двумя ракетами. Модель планировалось подвесить под потолком в новой экспозиции одного уважаемого музея. Технические требования были сформулированы примерно так: во первых, модель должна быть легкой, чтобы можно было использовать тонкую леску и точки подвеса потолка, во вторых точной и красивой, в моделизме ведь есть даже такой термин – «музейное качество», в третьих, в кабине должен быть пилот, в четвертых, модель будут рассматривать с расстояния около трех метров, что , конечно необходимо учитывать при воспроизведении мелких деталей, когда техническая точность идет на поводу у художественной составляющей. Соответственно, в точной проработке интерьера кабины и приборной доски не было необходимости, были сделаны только те элементы которые находились выше линии остекления.


   Для работы был использован чертеж А. Юргенсона. По привычке, для «вкладывания модели в чертежи» он был приведен к масштабу 1:16, распечатан на двух ватманских листах и повешен на стену.
   Для работы был использован чертеж А. Юргенсона. По привычке, для «вкладывания модели в чертежи» он был приведен к масштабу 1:16, распечатан на двух ватманских листах и повешен на стену.
-3


   Из множества технологий изготовления больших моделей я выбрал, на мой взгляд, оптимальную, которая при небольших трудозатратах обеспечивала необходимую легкость и жесткость конструкции. А именно, технологию близкую к технологии изготовления бумажных моделей. Фюзеляж набирался из секций, что было возможно, учитывая его небольшую кривизну и круглое сечение ( труба – она и есть труба ), тонкое крыло с острыми кромками состояло из двух половин с двумя нервюрами, это более чем достаточно для придания необходимого профиля.

-4


   Я подумал, что для модели такого масштаба, линии расшивки, нарезанные традиционным методом, не подойдут. Что-ж , я решил не халтурить и сделать все как в жизни. Эта технология близка по смыслу той, которую применяют любители обтягивать модели фольгой. То есть из пластика толщиной 0.5 мм я формировал силовой каркас, который потом обклеивал точными деталями обшивки из пластика толщиной 0.3 мм с предварительно вырезанными лючками, накатанной клепкой и просверленными отверстиями. на это развлечение уло примерно треть времени изготовления модели, но результат мне очень понравился.

-5


   Человек нужного роста неожиданно нашелся в игрушках у дочки. Путем несложных пластических операций он приобрел весьма неплохое сходство с пилотом ВВС СССР нужного периода и с радостью занял место в кабине. На самом деле, кандидатур было две, но второй солдат оказался перекачанным переростком и его бицепсы не влезали в тесный кокпит.


   Прицел, козырек и подголовник кресла были сделаны достаточно подробно.все остальное довольно схематично, но не сказать, что совсем примитивно.
   Прицел, козырек и подголовник кресла были сделаны достаточно подробно.все остальное довольно схематично, но не сказать, что совсем примитивно.
-7

По указанной технологии выполнено крыло. Вид снизу. Закрылок и элерон пока не установлены.

-8

Крыло, вид сверху. Наклеена обшивка, установлен аэродинамический гребень и обтекатель привода закрылков.

-9

Сделан пробный выкрас нижней поверхности крыла для контроля качества стыков обшивки.


Дошла очередь до фюзеляжа. он тоже оклеен листами обшивки. смонтирован киль и козырек фонаря кабины, сделан фрагмент пробного выкраса.
Дошла очередь до фюзеляжа. он тоже оклеен листами обшивки. смонтирован киль и козырек фонаря кабины, сделан фрагмент пробного выкраса.
-11

По фотографиям сделано выпускное устройство двигателя.

-12

Оно же после базовой окраски


Откидная часть фонаря с перископом.
Откидная часть фонаря с перископом.
-14

Наступил волнующий момент. Соединение почти всех деталей в единое целое. Для этого из плотного картона был изготовлен нехитрый стапель, для обеспечения перпендикулярности и параллельности, а также нужного V крыла. Стабилизаторы и остальные отклоняемые поверхности приклеены намертво, для обеспечения необходимой прочности и долговечности модели.


На модели смонтированы все воздухозаборники и сделан скромный прешейдинг.
На модели смонтированы все воздухозаборники и сделан скромный прешейдинг.
-16

Нанесен трехцветный камуфляж от руки, без применения масок, слой лака и первый слой номеров и звездочек по трафаретам, вырезанным из широкого малярного скотча.

-17

Ракеты Р-3 сделаны из пластиковых стержней и листового пластика

-18

Ракеты покрашены в белый цвет и установлены на пилоны.

-19

Вот и финал. Установлены ПВД, антенны ответчиков свой чужой и разные мелочи. Накрашены через трафареты звездочки и номера, а техничка кое где нанесена от руки тонким маркером.


Посадочные фары "Эльф".
Посадочные фары "Эльф".
-21

Получилась крепкая и приятная на ощупь модель, которую так и хочется подержать в руках.

-22

Сделаны две прочные металлические петли для подвеса. Передняя замаскирована под небольшой воздухозаборник на гаргроте, задняя немного выступает перед килем. Проволока пропущена сквозь фюзеляж, прочно закреплена и скрыта элементами конструкции.

-23

Всего на изготовление модели ушло около месяца, включая бесконечные разглядывания фото и долгие размышления над конструкцией. И , хотя я думаю, что многое сейчас сделал бы по-другому, эмоции от создании этой модели до сих пор положительные, а это - главное!

P.S. Возможен заказ и постройка любого самолета в крупном масштабе по желанию заказчика.