Найти тему
Сталинарх

Сталинские доминанты Московского проспекта в Ленинграде

Московский проспект (он же проспект имени Сталина, он же Международный проспект и — частично — Московское шоссе) по праву считается одной из красивейших магистралей города Петра и Ленина — колыбели трёх революций. Облик Московского проспекта по большей части сформировался в годы расцвета сталинской архитектуры. Советские зодчие продемонстрировали отменный вкус и умение решать сложные пространственно-стилистические задачи. Шутка ли сказать — длина перспективы составила почти 11 километров, разница в возрасте отдельных зданий в 1950-е гг. превышала 100 лет. Столкнулись различные архитектурные стили — от русского классицизма до модерна и конструктивизма (советского авангарда), и всё это было необходимо увязать со сталинской неоклассикой. И ленинградские архитекторы справились!

Сталинские доминанты Московского проспекта в Ленинграде (Санкт-Петербурге).

1. Московский проспект, д. 37. Дом архитектора М. Я. Климентова, возвышающийся над «фоновой застройкой» за счёт стремящегося ввысь восьмиугольного в плане бельведера, увенчанного шпилем с советской символикой (звезда, обрамлённая венком с развевающимися лентами).

-2

2. Московский проспект, д. 190. Дом со шпилем («Генеральский дом»). Шестиэтажное здание с четырёхугольной башней, увенчанной высоким шпилем из белой жести с советской символикой (композиция, включающая в себя лавровый венок, сноп пшеничных колосьев и золочёную звезду). Верхняя часть шпиля закреплена подвижно и выполняет функцию флюгера.

Общая высота здания — 76 метров.

Годы строительства: 1940-1953 гг.

Архитекторы – Г. А. Симонов, Б. Р. Рубаненко, В. С.  Васильковский. В некоторых источниках указывается, что одним из авторов проекта «Генеральского дома» был не Владимир Сергеевич Васильковский (сын), а его отец — Сергей Владимирович Васильковский.

Углы основной части здания украшены скульптурами советских людей — представителей морских профессий.

По углам башни расположены стелы с рельефными деталями, издалека кажушимися овоидами (деталями яйцевидной формы), но на самом деле – то ли шишками, то ли ананасами. На каждый «овоид» помещена птица с расправленными крыльями. Авторы композиции — архитектор Л. М. Хидекель и скульптор И. В. Крестовский.

-3
-4
-5
-6
-7
-8

Современные застройщики, не имея сколь-нибудь внятных собственных достижений и активно разрушая царские и сталинские архитектурные ансамбли, охотно используют для пиара и рекламы сталинские образы. Рекламный плакат, размещённый на Петроградской стороне (Каменностровский / Кировский проспект, май 2014 года).

-9

3. Дом с кинотеатром «Дружба».

4. Дома, обрамляющие створ проспекта Героев / Ленинского проспекта.