Дорогой друг! Если ты сейчас читаешь эти строки, то тебя определённо интересует роман Итало Кальвино "Если однажды зимней ночью путник..." Возьми чашечку чая, усядься поудобнее. Путешествие начинается.
Представь, что ты берёшь книгу в руки, начинаешь читать, втягиваешься, чувствуешь интригу и с нетерпением ждёшь продолжения, но вместо него начинает повторяться знакомый текст. Ты это уже читал! Перелистывая страницу за страницей понимаешь, что книга бракованная. С нескрываемым раздражением направляешься в магазин с требованием выдать тебе нормальную книгу заместо этой. В итоге домой направляешься с новым томиком. Но снова что-то не так. Это же совсем другая книга! Ты возмущён, но продолжаешь читать в надежде погрузиться в новый сюжет. И как только происходит волшебство единения книги и чтеца, текст обрывается. Ты мчишься в надежде обрести продолжение, узнать, что же скрывается за возбуждающим воображение вступлением. В своём читательском порыве ты готов на подвиги, на чудеса сыска, ты как настоящий Шерлок Холмс расследуешь дело прерванных романов, все ещё веря в возможность обрести то самое нужное, подходящие окончание истории. Ты втянут в настоящий водоворот событий, имён и названий книг. Ты прочёл уже десяток зачинов, но так и не отыскал ни одного окончания. Ты уже и вовсе сомневаешься в существовании романа Итало Кальвино "Если однажды зимней ночью путник..."
Кальвино плетёт паутину истории, обращаясь к своему читателю на "ты", как будто затягивая его самого в повествование, делая его одним из героев, соучастником событий. Мало того, что "Если однажды зимней ночью путник" и так представляет из себя текст в тексте, так он нагружен ещё и неким сверхтекстом - событийным рядом, иллюстрирующим жизнь читателя романа, его эмоции по отношению к перепитиям сюжета, его негодование по поводу некой незаконченности, обрывочности предлагаемых писателем зарисовок. В итоге выходит пазл, сложенный из основных составляющих любой хороший книги: автор+текст+читатель. Если обычно данные категории умозрительны и существуют лишь в нашем воображении: мы знаем, что книгу написал некий человек -писатель, читаем напечатанный текст, и анализируем его по средствам нашего разума, то в "Путнике" все это соединено, роман сам по себе содержит и монолог автора, обращенный напряму к потребителю интеллектуального продукта, и собственно сюжет, и ответ читателя на предоставленные ему задачки.
Кальвино важно не рассказать о том, как соотносятся категории автор-книга-чтец, а заставить взявшего в руки его роман, пройти по выдуманному лабиринту, выходом из которого будет понимание мотивов чтения, его процессов и принципов взаимодействия с ним. Предлагая множество кажущихся абсолютно разрозненными историй, Кальвино играет со своим читателем, выводя вместе с ним законы и тенденции действа под названием "чтение".
Можно было бы назвать роман " Если однажды зимней ночью путник..." абсолютно гениальным, если бы не последние главы, способные возмутить до глубины души. Тот самый случай, когда очень хочется узнать, что курил автор. Лихая закрученность чуть ли не с элементами триллера портит впечатление от книги, делая её перегруженной, вычурной и пошлой. Элемент "взбодрить читателя" - дешёвый трюк, абсолютно не нужный данному роману. Тем не менее книга "Если однажды зимней ночью путник..." способна заставить ваш мозг напряженно работать, им этим она определённо очень ценна.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал galgut_and_books, так вы не пропустите обновления.