Найти в Дзене
Эй, Базилье!

Раздаём бочкарёва с семейством Котовских

Как-то раз в детстве я спросил отца: «Папа, почему у деда на Волге (это была 2410) спидометр размечен до 200? Она же никогда столько не поедет!» Если бы отец был занудой, он бы стал рассказывать басню о том, что в среднем диапазоне шкалы показания точнее бла-бла-бла. К счастью, он этого, скорее всего, не знал, поэтому был ещё один вариант, как в том анекдоте: «Папа, что такое некомпетентность и безразличие? — Не знаю, сынок, не разбираюсь я в этом, да и оно мне собственно и похер». Но он ответил гениально: «Понимаешь, сын, взрослые всегда играют в такую игру: одни говорят что-то умное, а другие делают вид, что им верят». Я считаю, это всё, что нужно знать о мире, в котором мы живём. Спасибо, папа, ты подготовил меня к жизни. К чему я это вспомнил. Вот держу в руках сертификат, который мне выдала компания Jaguar Land Rover, и на нём написано, что я успешно прошёл курс контраварийной ледовой подготовки по программе Jaguar Experience. Ну вот ведь скука бюрократическая, к тому же неправда.

Как-то раз в детстве я спросил отца: «Папа, почему у деда на Волге (это была 2410) спидометр размечен до 200? Она же никогда столько не поедет!» Если бы отец был занудой, он бы стал рассказывать басню о том, что в среднем диапазоне шкалы показания точнее бла-бла-бла. К счастью, он этого, скорее всего, не знал, поэтому был ещё один вариант, как в том анекдоте: «Папа, что такое некомпетентность и безразличие? — Не знаю, сынок, не разбираюсь я в этом, да и оно мне собственно и похер». Но он ответил гениально: «Понимаешь, сын, взрослые всегда играют в такую игру: одни говорят что-то умное, а другие делают вид, что им верят». Я считаю, это всё, что нужно знать о мире, в котором мы живём. Спасибо, папа, ты подготовил меня к жизни.

Полный размерУдивительно, как «икс-эфу» пошла на пользу новая морда. Раньше был не кот, а неведеома зверушка. Теперь вопросов нет.
Полный размерУдивительно, как «икс-эфу» пошла на пользу новая морда. Раньше был не кот, а неведеома зверушка. Теперь вопросов нет.

К чему я это вспомнил. Вот держу в руках сертификат, который мне выдала компания Jaguar Land Rover, и на нём написано, что я успешно прошёл курс контраварийной ледовой подготовки по программе Jaguar Experience. Ну вот ведь скука бюрократическая, к тому же неправда. Типа все поверили, что я теперь сертифицированный покоритель льдов? Ну-ну. Вот, что там должно было быть написано: «Данный сертификат подтверждает то, что Базилье сначала думал, что он дофига бык, пытался ездить дерзко без стабы, с понтом на гражданском шипе можно ходом шпильку пройти, покрутился-повылетал пару раз, но мы ему всем инструкторским составом сопли довольно быстро поотшибали вместе с понтами, так что к концу дня он уже не тот чёрт был. Короче, можно из него человека сделать, но это неточно и не за один день. Ну а пока дали понять, что они лох, что для начала тоже уже неплохо». Ну или как-то так.

Всё происходило — внезапно — в Екатеринбурге. С такими московскими погодами отсюда хочется свалить куда угодно, хоть даже на Майорку или Гоа. Ну а в Екат — сам бог велел. Когда я вижу, как сраный реагент пытается проделать мне в днище машины дыру размером с Польшу, у меня сердце обливается кровью. Хочется намыть машину и поставить её на тёплый паркинг прямо до 8 марта, а то и до 9 мая. Поэтому приглашение поехать в морозную солнечную погоду давать угла по замерзшему озеру на полноприводных Ягуарах мне чрезвычайно понравилась. Как минимум, покормят, а это уже что-то. Пусть это не лучшее место для семейного отдыха, особенно если вы недавно отреклись от престола, но уж точно лучше залитого всякой дрянью Златоглавск-Нерезиновска.

Полный размерКоротко об экологических раскладах на местности — нормальный такой смог. За городом можно подумать, что ты в Финке, но не стоит смотреть на горизонт — там обязательно будет пыхтящий завод, а то и два.
Полный размерКоротко об экологических раскладах на местности — нормальный такой смог. За городом можно подумать, что ты в Финке, но не стоит смотреть на горизонт — там обязательно будет пыхтящий завод, а то и два.

Солнечная погода началась сразу после того, как наш залитый противообледенителем по самое не хочу Боинг пробил густую низкую облачность, и не заканчивалась, пока наш Эйрбас не вернул нас в привычное московское говно. На Урале погодка шептала: стабильный мороз, солнце и минимальная влажность воздуха. Ну а на парковке нас уже ждали автомобили — несколько F-Pace и XE, а еще красавец XF, который зацепил меня больше всех, но об этом позже. Конечно, я рассчитывал, что в первую очередь нас повезут на экскурсию по культовым местам, например, место съёмок сериала «Счастливы вместе» (мне уже сказали, что всё это обман), дом-музей Вити АК47, концерт «Уральских пельменей» на худой конец.

Полный размерКогда весь бюджет города стоит возле здания аэровокзала. И не то что бюджет маленький, это цены такие. Цена на машины в наше время такая негативная константа, что даже говорить не хочется — если указать в первом абзаце, весь текст теряет смысл.
Полный размерКогда весь бюджет города стоит возле здания аэровокзала. И не то что бюджет маленький, это цены такие. Цена на машины в наше время такая негативная константа, что даже говорить не хочется — если указать в первом абзаце, весь текст теряет смысл.

Однако у организаторов был другой план — просто поездка до гостиницы, правда, по довольно запутанному маршруту. В течение нескольких часов мы петляли по окрестностям Екатеринбурга, всего 200 с небольшим километров по загородным дорогам разного качества (разного — это от среднего до плохого). Как это обычно бывает, чем больше природы вокруг, тем лучше, рукотворные же красоты скорее привлекут поклонников киберпанка, а в некоторых случаях пост-апокалипсиса. Как тут не вспомнить легендарный Химмаш или Сортировку? О них же ходят легенды, поэтому мы там не были. В целом местный уровень жизни видится вполне достойным — не вызывает особого оптимизма, но и бежать ломая ноги желания не возникает.

Полный размерПомните легендарный мультик 10-летней давности про такси на Химмаше?
Полный размерПомните легендарный мультик 10-летней давности про такси на Химмаше?

Как бы то ни было, самая главная движуха началась наутро. Мы приехали на озеро Балтым, чтобы… Ну, по официальной версии это называлось контраварийной подготовкой, но если называть вещи своими именами, мы приехали веселиться и тест-драйвить Ягуары с — аллиллуйя! — полностью отключенной системой стабилизации. Программа состояла из нескольких этапов. Сначала нужно было вместе со своим штурманом составить стенограмму трассы и затем проехать трассу под диктовку. Дальше отработка постоянного движения боком по кругу, и это примерно то, чем мы с вами занимаемся на открытых парковках во время снегопада. Затем заезд по трассе на время, после которого в качестве десерта нам показали, как всё происходит, когда за руль садится профессионал.

Полный размерОзеро Балтым может показаться не таким уж большим, пока не присмотришься и не увидишь муравьёв, которые на самом деле автомобили.
Полный размерОзеро Балтым может показаться не таким уж большим, пока не присмотришься и не увидишь муравьёв, которые на самом деле автомобили.

Вообще, мне очень нравятся такие мероприятия, ведь на них можно почувствовать себя ребёнком. Помните, когда-то нас хвалили за то, что мы хорошо поели или хорошо поспали? Вот примерно то же самое было и тут: не уехал в сугроб — молодец, смог повернуть руль — вообще красавчик. Но это я отвлекаюсь. Итак, езда под стенограмму. Первый круг проезжается медленно, и пилот вместе со штурманом дают характеристику каждому повороту, отмечая особенности, опасности и прочее. Моим компаньоном был журналист Дима kolotila Колотилин. Наверное, у настоящих гонщиков это работает, но неподготовленного мозга это какая-то марсианская пыль, и он всеми силами старается абстрагироваться от шумового загрязнения под названием штурман. При всём уважении к Диме. Впрочем, у него остались аналогичные впечатления.

Полный размерНе подумайте, что на фотографиях запечатлены наши манёвры — это фирменные карточки, а за рулём инструкторы. Но зачем нам достоверность, пусть лучше будет красиво.
Полный размерНе подумайте, что на фотографиях запечатлены наши манёвры — это фирменные карточки, а за рулём инструкторы. Но зачем нам достоверность, пусть лучше будет красиво.

Мы проезжали этот этап на F-Pace, и он тот ещё кот, правда непонятно, сможет ли он встать на лапы, если его перевернуть. А это быстро произойдёт если у вас мало опыта, много понтов и большое желание полностью отключить систему стабилизации: машина крайне вертлявая и на льду приходится следить даже за малейшими движениями конечностей. Да что там конечностей — даже думать начинаешь осторожнее. Говорят, мысли материализуются, у тут они действительно материализуются. Это как с глазами: главное правило — всегда смотри туда, куда нужно ехать, а не на столб, который летит на тебя. Вот то же самое с мыслями, надо думать туда, куда хочешь ехать. В конце нам по традиции сказали, что я молодец. Что же, возможно, на чемпионате по ралли среди безруких я, вероятно, пришёл бы в первой десятке.

Полный размерКак видно, упражнение «Круг» сильно напоминает то, что мы делаем на парковках. Что ж ты, фраер, сдал назад?
Полный размерКак видно, упражнение «Круг» сильно напоминает то, что мы делаем на парковках. Что ж ты, фраер, сдал назад?

Очевидно, инструкторы это поняли и отправили нас на площадку, на которой нужно было выполнить простое упражнение. Мы выставляли теперь уже другой F-Pace боком и двигались по кругу в постоянном скольжении. Тут всё вполне характерно для полноприводной машины: под увеличение подачи топлива машина распрямляется, а под сброс доворачивается. Так и живём. После этого было аналогичное упражнение на восьмерке, и там нужно было просто вовремя переставить автомобиль другим боком и так далее. Пока за рулём был мой компаньон, я даже немного вздремнул — очень приятно укачивает на заднем диване, даже если водитель вытворяет какую-то дичь. Правда, понадобится хороший вестибулярный аппарат.

Полный размерКак видно по большинству фото, даже в заносе колёса смотрят во внутрь поворота — полный привод так или иначе делает поворачиваемость недостаточной. Тут надо больше работать газом.
Полный размерКак видно по большинству фото, даже в заносе колёса смотрят во внутрь поворота — полный привод так или иначе делает поворачиваемость недостаточной. Тут надо больше работать газом.

Следующим этапом был проезд на время по ледовой трассе, и должен сказать, что эффективная езда понравилась мне меньше всего, потому что на озёра надо приезжать за ездой эффектной. В итоге я ссался лишний раз дать газу и потерять машину, а заодно драгоценные секунды, поэтому доехал с приличным, но по сути никаким временем. А вообще-то я парень рисковый, но в таких ситуациях действую, как испуганный баклан. Отчасти это можно объяснить тем, что это снова был F-Pace. Дима в этом был смелее и объехал меня на 11 секунд, что пропасть.

Полный размерНа трассе есть один прямик с незначительным поворотом. Но в конце «я всемогущ» быстро сменяется на «это фиаско, братан».
Полный размерНа трассе есть один прямик с незначительным поворотом. Но в конце «я всемогущ» быстро сменяется на «это фиаско, братан».

Знаете, говорят, что в холодной воде все мужики равны? Так вот то же самое можно сказать про все эти Ягуары на льду. Из-за низкого коэффициента сцепления можность практически не имеет никакого значения — топить педаль больше, чем на ⅔ всё равно не имеет смысла. Отсюда у меня возникла некоторая путанница относительно характеристик машин, но суть я понял. Особенно после того, как покатался на автомобилях в свободном режиме сам, а также воспользовался услугами ринг-такси о шеф-инструктора Егора Васильева и его ребят.

Полный размерШеф в красной куртке. Если когда-нибудь автоиндустрия умрёт, Егору Васильеву меньше всего стоит беспокоиться о трудоустройстве — по нему уже давно плачет стенд-ап.
Полный размерШеф в красной куртке. Если когда-нибудь автоиндустрия умрёт, Егору Васильеву меньше всего стоит беспокоиться о трудоустройстве — по нему уже давно плачет стенд-ап.

Заключается она в том, что с точки зрения веселья очень хорошо XE. Оно и понятно, ведь у него короткая база, благодаря которой машину довольно приятно кидать в повороты. Масса, опять-таки. Причём я поездил и на бензиновой 250-сильной машине, и на 180-сильном дизеле. Бензин понравился мне больше, потому что машина кажется более отзывчивой и сбалансированной, но это когда валишь боком по озеру, что бывает в жизни нечасто. Зато накануне я проехал больше сотни километров на дизельном седане, и он мне очень понравился по своих ходовым качествам. Тут был некоторый диссонанс: я пересел в него из навороченного 340-сильного F-Pace в жирной комплектухе, и сначала немного офигел от унылого гулкого пластика в XE. А потом я офигел ещё раз от того, насколько благородно он едет. Уж не знаю, почему на уральских дорогах среднего качетсва более солидный кроссовер отрабатывал неровности намного нервознее. Я связываю это с тем, что инженерам пришлось зажать подвеску жирного кота разди сохранения управляемости, плюс большие тяжеленные колеса, которые изрядно добавили неподрессоренной массы.

Полный размерВ очередной раз я не смог понять, зачем человечество придумало кроссоверы. Седаны — ван лав.
Полный размерВ очередной раз я не смог понять, зачем человечество придумало кроссоверы. Седаны — ван лав.

Ну и наконец мой любимчик, синий XF S. Почему? Ну, во-первых, это красиво. Раньше мне совсем не нравился XF, я говорил, что это просто ещё одна BMW 5 и не более. В принципе, ничего не изменилось, но с новыми фарами в стиле XJ машина определённо преобразилась. Причём ровно настолько, чтобы я кардинально поменял о ней своё мнение. Ну и опять-таки компрессорный 380-сильный двигатель — он прекрасен. Наверное, я точно не знаю. Потому что по льду ездить на такой машине просто невозможно, и хрен его знает, каков этот мотор. Но у меня нет оснований полагать, что он плох. Да, странно получается. Машина, которую понял меньше всего, понравилась больше всего. Не хочется думать, что дело в великолепном синем цвете, но и это тоже возможно. В общем, надо выцыганить его на тест-драйв в Москве. Надеюсь, слегка оторванные брызговики ему быстро прикрутят.

Полный размерУж что-что, а делать грязь XF S умеет. Правда, за руль для этого надо посадить того человека с руками из нужного места.
Полный размерУж что-что, а делать грязь XF S умеет. Правда, за руль для этого надо посадить того человека с руками из нужного места.

В итоге у меня остались вопросы. Что такое хороший полноприводный автомобиль? Вот у меня есть RS3. Да, переднеприводный полноприводный автомобиль, но отдать ему должное: на снегу она делает вещи. Причём делает это так, что ты чувствуешь себя Вальтером Рёрлем. Это хорошо или плохо? Для меня хорошо, меня всё устраивает. Но кто-то скажет, что это всё фигня, когда за тебя всё делает электроника, тут и дрессированная обезьяна поедет боком. И этот кто-то будет по-своему прав. Так вот Ягуары — это, пожалуй, более честные автомобили, с которыми надо уметь работать, если хочешь красиво протянуть дугу в скольжении. Это сложнее? Конечно, сложнее, но зато и удовлетворение от эффектного вождения больше. Словом, как обычно — каждому своё.