Найти в Дзене
Газета Солидарность

Как организовывают провокации

Возможно, многие читатели “Солидарности”, даже те, кто не интересуется футболом, краем уха слышали о скандале, который разгорелся в испанском городе Бильбао вокруг футбольного матча между местным “Атлетиком” и московским “Спартаком”. Тем паче что в российских СМИ сведения были самые разнообразные. То ли фанаты “Спартака” устроили побоище. То ли местные баски боролись с приехавшими фашистами. То ли фанаты убили полицейского. Короче говоря, “кино и немцы”. Будучи болельщиком одной из упомянутых команд (догадайтесь, какой!), я, находясь в коротком отпуске, побывал и в городе, и на самом матче. И хотя к профсоюзам эта история не имеет особого отношения, но то, что удалось увидеть, - это вещи важные, в том числе для понимания профсоюзниками того, как устроены механизмы манипуляции общественным сознанием.

Для тех, кто “вне игры”, - короткая техническая информация.

Во-первых, 22 февраля в рамках международного турнира Лиги Европы московский “Спартак” должен был проводить ответный матч с “Атлетиком” (Бильбао). Первая игра была две недели назад в Москве. Обычно на гостевые матчи приезжают большие группы поддержки. Точно так же на московскую игру приехали болельщики “Атлетика”. Никаких эксцессов не было.

Во-вторых, болельщики футбольных команд - люди энергичные. Для многих из них футбол и своя команда находятся в сердце на уровне семьи. А у некоторых и повыше. Среди болельщиков есть разные люди - в смысле социального статуса, житейских и политических взглядов. Собственно, объединяет их любовь к команде. Поскольку болельщики - слепок с общества, среди них есть умные и идиоты, интеллигенты и хулиганы. При этом полемику с противниками (болельщиками другой команды) все они ведут, как могут: кто дискуссиями, кто - кулаками.

Третье. Разрешать противоречия между эмоциональными сторонниками команд до, во время и после матчей призвана в том числе полиция. Она проверяет болельщиков на предмет запрещенной пиротехники, не допускает драк, короче - обеспечивает безопасность.

Вот, собственно, так это выглядит обычно. Точно так оно и выглядело на московском матче. Приехали испанские болельщики, посидели на трибунах, сфотографировались с местными и радостно уехали. Подчеркну: никаких эксцессов.

А теперь - то, что происходило в Бильбао.

За несколько дней до матча местные власти предложили отменить дополнительные занятия детей в школах. В связи с приездом в город болельщиков “Спартака”. Так выяснилось, что спартаковцы нападают на детей. Одновременно местные болельщики заявили, что проведут демонстрацию против фашизма. Ассоциируя с фашизмом болельщиков “Спартака”. Таким образом, буквально по приезде я оказался в глазах местных граждан и фашистом, и угрозой для детей.

В день матча около 2000 болельщиков “Спартака” примерно за час до начала игры пришли к стадиону, чтобы пройти в свой сектор. То есть заранее, чтобы вовремя спокойно пройти на трибуны. Однако на трибуны их не пустили, хотя проход в другие сектора уже шел полным ходом. Примерно за 15 минут до начала матча людей начали пропускать по 10 человек на досмотр. Так стало ясно, что большинство к началу матча не успеет пройти на трибуны. Обычно болельщиков-гостей досматривают более тщательно, пристрастно. Но то, как обыскивали на этот раз, превзошло все виденные мною варианты. Дело дошло до требований у всех снять обувь для досмотра (?!). Все это - в окружении “космонавтов” из полиции в полной боевой экипировке. Одновременно в двухстах метрах от стадиона слышались взрывы петард. Конная милиция у стадиона “Динамо” в Москве в 90-х годах на этом “европейском” фоне выглядела бы собранием гуманистов.

Местные журналисты у стадиона целенаправленно искали сюжеты с болельщиками гостевой команды, которых можно было бы спровоцировать на любые неполиткорректные высказывания. На претензии “зачем вы провоцируете?” был дан ответ “это наша работа”. После матча стадион опустел за 10 минут. Кроме трибуны гостей. Нас не выпускали минут 40. А после - еще километра четыре вели под конвоем полиции. К этому моменту уже закрылось метро, прекратили ходить такси и общественный транспорт. Желающие дойти до гостиницы шли пешком.

Той же ночью стало известно: умер полицейский из числа работавших на стадионе. И сразу же начались комментарии. “Полицейский погиб в драке с болельщиками “Спартака”. После этого бывший игрок “Атлетика” написал в “Твиттере”: “Русских болельщиков нужно выпустить со стадиона в 3 часа ночи, когда мы уже будем спать. Потом посадить их в самолет и, набрав высоту, вышвыр-нуть одного из них за дверь”. Глава Ла Лиги (объединение испанских футбольных клубов) заявил: “Русских ультрас нельзя было пускать в Бильбао. Некоторые из них печально известны властям, поэтому случившиеся беспорядки не стали неожиданностью. Произошло самое худшее - оборвалась жизнь человека, и ее уже не вернуть. Самые серьезные последние инциденты с болельщиками происходили в еврокубках. Во внутренних турнирах мы держим такие ситуации под контролем, но когда ультрас едут в другие страны, эти варвары становятся еще более жестокими”. И как вывод: “Что случится практически точно, как нам стало известно от источника из УЕФА, - “Спартак” накажут запретом на посещение болельщиками команды следующего еврокубкового гостевого матча”, - сообщило издание Mundo Deportivo.

А теперь - то, что стало известно утром, после того как уже была опубликована сотня сообщений в такой стилистике. Стычки начались после того, как болельщиков-гостей начали закидывать бутылками. Ультрас “Атлетика” из группировки Herri Norte Taldea взяли на матч с собой кастеты, штопоры, отвертки, дубинки и деревянные доски - это подтверждено полицией. Дело дошло до того, что был избит переводчик главного тренера “Спартака”. Полицейский умер, не участвуя в каких-либо разборках с фанатами. У него случился сердечный приступ, а до того как почувствовать себя плохо, он отработал 14 часов, заступив на смену в семь утра. Об этом сообщил местный профсоюз. Всеобщий союз трудящихся (UGT) вообще посчитал смерть полицейского “несчастным случаем на производстве”. Впрочем, все эти сведения появились уже после того, как с общественным мнением “поработали” ночью.

А теперь вопросы. Почему полиция провоцировала гостей, демонстративно затягивая проход на стадион и проводя его в унизительном виде? Почему она не смогла разделить фанатов обеих команд? Почему власти Бильбао нагнетали напряженность своими публичными заявлениями? Почему местные СМИ практиковали исключительно односторонний подход к описанию происходящего?

И самое интересное - станут ли события в Бильбао, мнение о которых формировали КРАЙНЕ пристрастно, поводом для санкций ФИФА против “Спартака”?

Я стараюсь не злоупотреблять словам “провокация”. Но в данном случае других версий у меня нет... А коллегам из профсоюзов предлагаю прикинуть ситуацию на себя, например в ситуации трудового конфликта. И подумать: что им делать, если похожую “работу с общественным мнением” начнут проводить в этом случае.

Все по теме: Монолог

Александр Шершуков