1. Школа №206
У школы №206 богатая история - она была основана еще в 1880 году. Правда, тогда это учебное заведение носило название Петровского коммерческого училища - оно было основано на средства петербургского купечества.
В 1900 году училище было отмечено золотой медалью «за достижения в воспитании и обучении» на Всемирной выставке в Париже.
Свое нынешнее название школа получила в 1940. Среди ее известных выпускников - Сергей Довлатов и Аркадий Райкин.
— Набережная реки Фонтанки, 62
2. Дом Баура
Это здание, называемое «дом Баура», для поклонников русской поэзии навсегда останется одним из «домов Ахматовой», а шестое от угла окно первого этажа, выходящее на Неву – окном, в которое так часто смотрела поэтесса.
Квартира на набережной реки Фонтанки в доме номер два, где в 1924 году жила Анна Ахматова, принадлежала не ей, а ее неизменной подруге Ольге Судейкиной. Ольга была не только актрисой, но и великолепным скульптором-кукольником, и квартиру получила как художник фарфорового завода. Здесь подруга выделит Анне небольшую узкую комнату с окном на Неву - сейчас из него можно видеть крейсер «Аврора». Кстати, офицером на этом крейсере служил брат Ахматовой, который чудом спасся и эмигрировал в Америку. Оттуда он написал сестре десять писем - Ахматова ответила только на последнее, перед смертью.
Вход в квартиру был со двора - по тринадцати разрушенным ступеням поднималась туда женщина с королевской осанкой, в черном старомодном шелковом платье, белых чулках, черных туфлях и белом платке через плечо - это был весь ее гардероб в то время. К подругам приходили в те дни Сологуб, Замятин, Петров-Водкин, присылал огромные букеты невероятно популярный тогда прозаик Борис Пильняк, многие годы влюбленный в Ахматову. Живя в этом доме она написала последние - вплоть до сорокового года - опубликованные стихи «Новогодняя баллада» и «Лотова жена».
В этот дом нагрянули однажды пьяные Есенин и Клюев. И, когда Клюев уснул поперек ахматовской кровати, Есенин, неожиданно трезво начал ругать власть и всё, что творилось вокруг. А на следующий день, повстречавшись с Ахматовой на улице, лишь приложил два пальца к цилиндру, приветствуя ту, чьим мнением он совсем недавно так дорожил.
Возле этого дома она столкнется с Маяковским, который восхищался ее стихами, а через два года объявит ее и Мандельштама «внутренними эмигрантами». Это было время прощаний: кто-то эмигрировал, кого-то казнили, а кто-то открыто отрекался от вчерашних друзей и кумиров. Так умирал Серебряный век.
— Набережная реки Фонтанки, 2
3. Дом-кольцо на Фонтанке
XIX век не зря называют золотым веком русской культуры: эта эпоха подарила нам такое изобилие шедевров во всех областях искусства, что многие из них были просто не замечены современниками. Один из таких малоизвестных архитектурных шедевров притаился во дворе набережной Фонтанки. Это круглый дом, известный среди петербуржцев как дом-кольцо.
История этого удивительного архитектурного шедевра начиналась следующим образом. В начале двадцатых годов позапрошлого века купец Устинов решил построить на пустующем месте доходный дом. Архитектору Иосифу Шарлеманю была поставлена, казалось бы, невыполнимая задача: построить в центре двора-колодца жилое здание так, чтобы оно не закрывало солнечный свет соседним домам, имело для собственных жильцов изолированный двор и при этом было удобным и красивым.
Архитектор выбрал древнейшую форму человеческого жилища, впервые созданную еще в каменном веке - круглый дом.
В планировке интерьера автор проекта предугадал идеи конструктивизма, которые станут популярными в Европе через сотню лет: вдоль радиуса кольца изнутри проходит коридор с радиально расходящимися комнатами. В доме также предусмотрено два парадных подъезда по четыре квартиры.
Главное четырехэтажное здание было выделено женскими масками над окнами. Сразу после сдачи дома внаем здесь поселились на целых семь лет мать, отец и старшая сестра А. С. Пушкина. Кстати говоря, семья великого русского поэта не отличалась высоким достатком и ее вполне устраивали скромные жилищные условия.
Внутренний двор круглого дома украшен двумя арками, расположенными друг напротив друга, и выложен широкой тротуарной плиткой. Планировка квартир в доме-кольце по сегодняшним меркам оставляет желать лучшего – они все без исключения проходные, поэтому проживающие здесь люди попросту никогда не имели возможности уединиться.
В наше время дом-кольцо расселен, его помещения сдаются в аренду под небольшие офисы. Некоторыми общественными организациями Санкт-Петербурга ведется работа по восстановлению его исторического облика, ведь это один из самых старых жилых домов в городе, который уже на протяжении семидесяти лет считается объектом культурного наследия города на Неве.
Если вы когда-нибудь окажетесь в центре круглого дворика дома по адресу Фонтанка, 92, то обязательно посмотрите вверх и загадайте желание: многие городские старожилы утверждают, что это одно из волшебных мест Северной Пальмиры, где все загаданные желания обязательно сбываются.
— Набережная реки Фонтанки, 92
4. Двор с домом Карлсона
Карлсон улетал, но обещал вернуться. И, подумать только, не обманул – вернулся в Петербург и даже обзавелся собственным домом.
Чтобы увидеть жилище героя Астрид Линдгрен, придется поплутать по живописным дворам Петербурга вдоль набережной Фонтанки. На крыше одного из домов примостился маленький уютный флигелек, с занавесками и маленьким фонарем снаружи.
Собственно, во дворе, где находится дом Карлсона, обитает детский театр Karlsson Haus. Легенда гласит, что «мужчина в полном расцвете сил» надолго обосновался на своем питерском чердаке. Правда, туда он никого не пускает, но познакомиться Карлсоном можно на детском спектакле.
— Набережная реки Фонтанки, 50
5. Дом Пашкова
Дом на Фонтанке, 18 - один из адресов «бездомной» Анны Ахматовой. Здесь, в квартире подруги Ольги Судейкиной и ее очередного мужа композитора и комиссара Артура Лурье, она прожила больше года.
Дом Пашковых на Фонтанке имеет и второе название - особняк Левашова. Все дело в том, что дочь обер-гофмейстера Пашкова, которому принадлежал дом, вышла замуж за генерала Левашова, а особняк достался по наследству их семье.
Некоторое время здесь находилась контора кирпичного завода Левашовых, а сам завод - на месте нынешней железнодорожной станции Левашово.
Когда-то в одной из квартир особняка жил известный врач и педагог Петр Францевич Лесгафт, именем которого назван петербургский университет физкультуры. До 1918 года здесь же находилась редакция журнала «Русская старина». Наконец, в 1921-м в особняк переехала Анна Андреевна Ахматова. Своего жилье у поэтессы не было, она жила у супругов Артура Лурье и Ольги Судейкиной.
Хотя Лурье многие не любили, но в их квартире бывали Мандельштам, Сологуб, Петров-Водкин и другие представители петербургской богемы. Ахматова писала для Лурье либретто блоковской «Снежной маски», а когда в 1922 году композитор сбежал за границу, Анна провожала его на пристани. Артур умолял ее приехать, но они больше никогда не виделись. После его отъезда Ахматова еще год жила по этому адресу. Дом Пашковых в стиле классицизма на Фонтанке, 18 стоит и теперь, сейчас в нем находится детская художественная школа.
— Набережная реки Фонтанки, 18
6. Ротонда на Гороховой
Ротонда на Гороховой улице связана с городскими легендами и потому притягивает к себе не только туристов, но и любопытную молодёжь.
В доме на углу Гороховой улицы и набережной Фонтанки можно найти самый мистический городской объект — Ротонду.
Само здание было возведено в конце XVIII века и вскоре стало памятником архитектуры эпохи классицизма, известным как Дом Евментьева. Одним из хозяев действительно был Евментьев, но примечательно другое — изначально земля, на которой стоит здание, принадлежала откупщику Савве Яковлеву. Именно по этой причине его ещё называют Домом Яковлева-Евментьева.
Дом не бросается в глаза, это типичное для Петербурга строение. Всё дело в Ротонде — круглой постройке с шестью свободно стоящими колоннами. Изгибы стен повторяют лестницы, будто стремящиеся бесконечно вверх.
Звание культового места Ротонда получила в 70–80-е годы прошлого века — время появления неформальных движений среди советской молодёжи. Здесь собирались представители разных субкультур — рокеры, хиппи, панки. Ротонду неоднократно посещали Кинчев и Цой, и для многих именно поэтому она стала знаковым местом.
Существует поверье, что пожелания, написанные на стенах Ротонды, имеют свойство сбываться. Но это далеко не единственная легенда. Кто-то называл место центром мироздания, так как располагалась Ротонда на пересечении диагоналей шестиугольника Питера. Также ходит легенда о молодом человеке, который спустился в подвал дома и попал в параллельный мир, вернувшись назад довольно постаревшим, хоть и провел там около 15 минут. Многие верят, что смельчак, оказавшийся в подвале здания, непременно сойдёт с ума, а в полночь здесь можно встретить Сатану. В давние времена Ротонда служила местом встреч масонов и была любимым местом Распутина.
Не так давно вход в это место сделали платным по просьбе жильцов. Теперь, чтобы попасть в Ротонду, придётся заплатить 70 рублей. Это решает сразу две задачи — избавляет жителей дома от шумных посетителей по ночам, а собранные деньги идут на реставрацию достопримечательности.
— Гороховая, 57А и Набережная Фонтанки, 81
7. Дом-утюг
В Нью-Йорке есть здание на Пятой авеню, известное на весь мир тем, что имеет форму утюга. Мы можем гордиться: в Санкт-Петербурге целых два таких дома!
Все наслышаны о строгой геометрии питерских улиц. Удобно ориентироваться в городе, где все улицы расположены друг к другу под прямыми углами. Но, увы, даже в самом четко спланированном населенном пункте особенности ландшафта вносят свои коррективы. Как известно, Петербург - город островной, разделенный на части реками и каналами, а реки не текут по прямой. Но извилистые дома строить неудобно, зато на стыке улиц с набережными, или просто двух улиц, одна из которых ориентирована на расположение реки, появляются дома с заостренными торцами. В народе их называют «дом-утюг».
«Дом-утюг» расположен в историческом районе Петербурга, называемом Коломной. Самый острый угол дома треугольной формы можно увидеть на стыке Садовой улицы и набережной Фонтанки. В доме есть и внутренний двор-колодец - тоже в форме утюга. Проект здания подготовил архитектор Василий Шауб, по его задумке, дом в стиле неоклассицизма надлежало достойно декорировать. Но заказчица, владелица этого доходного дома отказалась от декора в целях экономии.
— Фонтанки наб. 199/Садовая ул. 128