Найти тему
proкультура

КАК ЖИТЬ ВО ЛЖИ

Оглавление

Если присмотреться, то увидишь, как ложь, вранье буквально пропитывают нашу жизнь.

Все вокруг лгут нам, и точно так же мы лжем себе. Ложь легко формирует наши убеждения, которые мы твердо усваиваем и в дальнейшем руководствуемся ими при выработке решений. Все вокруг лгут нам, чтобы мы поверили в чужие предписания и в подлинность чужих продуктов.

Феномен вранья касается большинства людей. Нам жизненно необходимо вранье, лживые советы и истории, которыми мы непрерывно снабжаем сами себя. Зачем это нужно? Как отмечает Юваль Ной Харари в известной книге «Sapiens: краткая история человечества» - только уникальная способность человека формировать сообщества, основанная на определенных историях ( рассказах, нарративах, предписаниях, повествованиях), таких, например, как религия, позволила человечеству нормально развиваться. Без вранья мы оказались бы неспособны существовать как целостное сообщество в нашем сложном мире. Юваль Ной Харари пишет:

«Люди управляют миром, потому что они являются единственными животными, которые могут гибко сотрудничать в большом количестве. Человек способен создавать сети сотрудничества, в которых тысячи и миллионы совершенно незнакомых людей будут работать вместе для достижения общих целей. При этом попытки понять нашу уникальную роль в мире, изучая по отдельности наши мозги, наши тела или наши семейные отношения, оказались безрезультатными. Реальная разница между нами и шимпанзе – таинственный связующий клей, который позволяет миллионам людей эффективно сотрудничать.

Этот таинственный клей сделан из советов, рассказов или описаний, а не генов. Мы эффективно сотрудничаем с незнакомыми людьми, потому что верим в такие вещи, как боги, нации, деньги и права человека. Однако ни одна из этих вещей не существует за пределами историй, которые люди придумывают и говорят друг другу. Во Вселенной нет богов, нет наций, нет денег и нет прав человека, кроме как в общем воображении людей. Вы никогда не сможете убедить шимпанзе дать вам банан, пообещав обезьяне, что после того, как она умрет, то обязательно получит сколько угодно бананов в раю для шимпанзе. Только человек может верить в такие истории. Вот почему люди управляют миром, а шимпанзе заперты в зоопарках и исследовательских лабораториях ».

Пример денег.

Люди считают, что маленькие кусочки зеленой бумаги чего-то стоят. Они доверяют зеленым бумагам, потому что верят, что правительство гарантирует их обмен на другие предметы. Люди доверяют правительству, потому что считают, что оно имеет законную власть. Если бы люди перестали верить в деньги, современное общество сломалось бы и перестало функционировать.

Деньги - это просто история, которую мы рассказываем себе. Это не обязательно плохо, но просто важно осознавать, что мы коллективно рассказываем себе истории о деньгах, которые не несут в себе изначальной истины.

Выясняется, что нам нужна эта ложь. Без нее нет общества. Мне нужно, чтобы ты поверил, что я тебе скажу. Тебе нужен кто-то, кто поверит тому, что ты ему скажешь. Мы должны верить в то, что говорит нам общество, или правительство, или наш сосед. Мы никогда не узнаем, что на самом деле правда. Каждое наше убеждение проистекает из нашего конкретного социально-политического контекста.

Сегодня мы считаем рабство варварским. А через два столетия окажется, что и употребление мяса в пищу было варварством.

Но не надо так волноваться. Не нужно пробуждать в себе неуверенность и подвергать сомнению свое существование. Вы должны верить во что-то, а не то просто не сможете жить.

Простота, происходящая от сложности

Мы живем во все более усложняющемся мире. В результате нам, к сожалению, становится легче говорить себе так называемую плохую ложь.

-3

Хорошей ложью будет та, которая работает непосредственно на вас, и одновременно на общество. Хорошую ложь можно использовать вторично, наподобие вторичной переработки отходов для защиты окружающей среды.

Плохая ложь получается, когда вас неправильно информируют. Когда вы считаете, что преследуете только свои узкие собственные интересы, когда кто-то манипулирует вами, принуждая к решению, несмотря на факты. Например, плохая ложь – это покупка дорогостоящего чистящего средства, эффективность которого основана на поддельных научных данных.

На свете полно сложнейших проблем, которые нам нужно решать каждый божий день и которые мы сильно упрощаем, чтобы справиться с их решением.

Мы не в состоянии просчитать все плюсы и минусы при покупке упаковки шампуня, даже если потратим недели, изучая научные данные, проверяя их сами, проводя испытания и исследования и т. д. Нам просто надо купить шампунь, потратив в идеале на размышления не больше минуты.

Поэтому мы частенько используем плохую ложь. Мы срочно принимаем решение, основанное на внешности, на первом впечатлении, на том, что кто-то что-то сказал нам об этом на прошлой неделе.

Мы следуем за ложью компании-производителя: мы верим в их рассказ о строгом методе тестирования, о природной фруктовости ингредиентов шампуня, о пенистости его пены.

-4

Вы не можете всегда использовать хорошую ложь. Но вы можете использовать ложь, лучшую из имеющихся в наличии.

Мир сложен. Существует лишь ограниченная возможность получить лучшее в этом мире. Невозможно узнать обо всем, невозможно обо всем спросить. Но можно искать истину в вещах, которые действительно имеют жизненное значение. Не надо беспокоиться о таких мелочах, как шампунь или марка зубной пасты, но надо волноваться о действительно значащих проблемах, так что задавайте себе важные вопросы, ну например:

В основании твоей карьеры лежит плохая ложь?

Какая ложь лежит в твоих отношениях с окружающими?

Мог ли ты действовать с ложью поменьше?

И т.д.

Понравился обзор?

Поддержи автора, поделись с друзьями

-5