Тайны, как известно, имеют свой срок давности. И все тайное, в конечном счете, становится явным. Расскажу вам об одной из самых секретных операций афганской войны, в которой приняли участие офицеры и прапорщики ГЛИЦ имени В.П.Чкалова.
Речь идет об операции «Ромб», которая предусматривала специальные испытания штурмовика Су-25 в так называемых «особых условиях», под которыми понимались испытания по боевому применению самолета в Афганистане. Напомню, что именно этот самолет пилотировал героически погибший майор российских ВКС Роман Филлипов в Сирии 3 февраля 2018 года.
И кстати похожие боевые испытания проводились в Сирийской арабской республике накануне 23 февраля этого года на новейших российских истребителях Су-57.
В марте 1980 г. министр обороны СССР Д.Р.Устинов отдал личное указание в сжатые сроки подготовить и осуществить секретную программу испытаний самолета Т-8 (заводской шифр Су-25) для оценки его боевых возможностей в горных условиях Афганистана. Была сформирована бригада, в состав которой входило большое количество специалистов. Руководителем этой группы был назначен генерал-майор Алферов Владимир Васильевич, зам. начальника ГНИКИ по науке. Подбор специалистов в группу проводился по жесткой схеме, предусматривающей не только личное желание и рекомендации командования, но и спецпроверку по линии службы режима (чем занимался непосредственно Павлив Роман Васильевич) и органов госбезопасности (эта деликатная функция была возложена на Редина Вадима Константиновича). О готовящейся командировке знал ограниченный круг лиц.
После отбора людей была сформирована передовая группа, в составе: подполковников Васенкова В.В., Павлива Р.В., Руденко, прапорщика Медведева и еще нескольких специалистов.Проводы были по армейскому скорые, без оркестра и напутственных речей. Все понимали, что едут на войну. Улетали из Ахтубинска в 5 утра, еще до подъема личного состава, в гражданской одежде, с паспортами и с полным арсеналом автоматического оружия. Тяжело разбежавшись, Ил- 76 оторвался от бетонки, слегка помахав крылом необъятным астраханским далям, как-то разом ставшими до глубины души родными.
В Марах сделали дозаправку и напрямую через границу на Шинданд. Аэродром в Шинданде был выбран не случайно. Построенный еще во времена советско-афганской дружбы, в период военных действий он приобрел облик мощного укрепрайона с тремя линиями обороны, обваловкой и врытой в землю бронетехникой. Группу никто не ждал, как это бывает, где-то не прошла команда. Это, правда, никого не удивило, русские даже в Афганистане были верны себе. Все имущество: палатки, кровати, продукты на всю бригаду, пришлось выгружать своими силами.
К вечеру, когда начали падать в буквальном смысле, без сил, из ближайшей части подошла группа солдат. Нервное напряжение первых часов пребывания в Афганистане сказалось, когда все легли отдыхать. Виктор Владимирович Васенков, командир испытательной эскадрильи отправился на КП, необходимо было согласовать совместный план действий, на аэродроме базировалось еще три полка. После всех утрясок и уточнений возвратился далеко за полночь. Когда зашел в палатку, где отдыхала группа, услышал передергивание затвора. Сделал несколько шагов вперед и вдруг резкий окрик Романа Павлива:
- Стой! Еще шаг, стреляю.
- Да свои же, — подал голос Васенков.
Только тогда бдительный начальник режима узнал комэска.
- Еще мгновение, Виктор Владимирович, и я точно выстрелил бы, ведь темнота кругом, а тут вижу тень движется, подумал, духи лезут, — признался Павлив.
Переход из одной реальности в другую составлял всею несколько часов, но и их было вполне достаточно, чтобы ощутить всю степень опасности, которая их подстерегала.
В период с 16 по 18 апреля 1980 года из Ахтубинска прибыла основная группа испытательной бригады. Два Су-25, пилотируемых летчиками-испытателями Музыкой В.Н. и Соловьевым В.В., прилетели свои ходом, а ЯК-38, самолеты вертикального взлета и посадки для морской авиации в Шинданд доставили два Ан-22. К этому времени все было готово, чтобы группа смогла приступить к работе. Поскольку в команде, испытывавшей Су-25, было четыре летчика, то летали они по двое: ведущий Садовников И.Ф.. ведомый Иванов А.А., от ОКБ Сухого и Соловьев В.В. с Музыкой В.Н. от ГНИКИ ВВС (Ахтубинск). По штату В.В.Соловьев должен быть ведущим, но по взаимной договоренности в полете происходил обмен ролями, и под аккомпанемент Соловьева В.В. солировал В. Н. Музыка. На аэродроме находилась часть самолетов Су-17 под командованием подполковника Горбенко В., которые прикрывали Су-25 во время их участия в боевых вылетах.
Тяжелые климатические условия явились серьезным испытанием для всех офицеров и прапорщиков бригады. Многие, приезжие летом в Ахтубинск из других городов называют район «Астраханской сковородкой». Горный Шинданд с его выжженной, без единой травинки скалистой поверхностью, остервенело задувающими ветрами и жарой за пятьдесят, представлял из себя нечто среднее между космическим ландшафтом необитаемой планеты и местом, где по нашему соображению должны наказывать грешников.
Даже душ, смонтированный для пилотов, не спасал. Шелковый комбинезон просыхал еще до того, как облаченный в него хозяин успевал дойти до самолета. Но на войне, как на войне, и все неудобства подавлялись одним мощным стимулом выжить и выполнить поставленную задачу.
Через неделю пребывания группы в ДРА командование дивизии, на территории которой располагался аэродром Шинданд, стало привлекать самолеты Су-25 для боевых действий. Первоначально это были разведывательные полеты с применением авиационных средств поражения по движущимся группам моджахедов. У специалистов по вооружению из ГНИКИ возникла идея проверить, как сработает авиабомба объемно-детонирующего действия в условиях высокогорья. В одном из полетов с применением ОДАБ раздался оглушительный взрыв, и в воздух поднялось черное облако. Как потом доложили разведчики, бомба угодила в склад с боеприпасами, который мгновенно взлетел на воздух.
Полеты проходили каждый день, о выходных больше никто не вспоминал. Летали там, где это позволял горный рельеф и даже там, где ущелье представляло из себя сложнейший лабиринт, а сам полет все больше напоминал игру «найди выход».
Ироничные взгляды товарищей из соседнего полка Су-17, на первых порах подтрунивающих над «гадким утенком», сменились сначала на уважительные отзывы, а затем и на зависть перед боевыми возможностями и задиристым нравом «Грача». Пехота раньше всех почувствовала ударную мощь и неоспоримые летные характеристики своего воздушного союзника. Это была машина для боя, способная работать в горных условиях и быть на виду у наших войск, оказывая им большую моральную поддержку. В канун 9-го мая проводилась операция под городом Фарах, которая получила впоследствии название Фарахской. Общевойсковая группировка наткнулась на укрепрайон в горном ущелье, оставленный, как предполагали, еще со времени короля Дауда. Подход к нему был заминирован (на минах подорвались две БМП),ипехоту встретил сильный огонь противника. А на каждом изломе дна ущелья находились доты. Для обеспечения продвижения войск были вызваны самолеты Су-25. Штурмовики действовали под прикрытием самолетов Су-17, при этом те, как бы обозначали крут и барражировали вокруг района, а «грачи» атаковали.
Самолеты заходили с вершины горы и ныряли в ущелье, в тыл врага. Огонь корректировали с земли и вертолетов. Радиообмен позволял четко выстроить картину боя. «1-й, 3-й» — позывные наших летчиков.
-Ракетой обозначаем цель. Наблюдали? Молодцы!
-Грачи! А нельзя ли на 50 метров правее?
Ребята, еще так давайте, покучнее, выкурим духов.
Работали по укрепрайону три дня, совершая по 3-4 вылета в день на пару летчиков, используя фугасные и бетонобойные бомбы. После такой обработки ущелья пехота взяла укрепрайон без сопротивления противника.
При подведении итогов операции командир мотострелковой дивизии не смог удержаться, чтобы не выразить своего восхищения работой Су-25.
-И вы знаете,- обратился он ко всем присутствующим, — летают на этих «Грачах» летчики с интересными фамилиями «Музыка» и «Соловьев», можно сказать, что воюем мы под Музыку Соловьева,- скаламбурил генерал.
-Да, это ж мы,- отозвался Валерий Нестерович, приглашенный на это совещание.
-Ну, ребята, вы просто молодцы! Только жаль, что у Вас всего два таких самолета!
Пожелания генерала сбылись через год, когда после устранения конструктивных недостатков и доводки самолета с учетом накопленного опыта, в Афганистан прибыла уже отдельная штурмовая авиационная эскадрилья.
Одновременно с Су-25 проходили испытания Як-38, но все попытки летчиков морской авиации выполнить на нем полеты заканчивались с большим риском для жизни.
В один из дней, при взлете, Як никак не мог набрать высоту: условия высокогорья, жара и недостаточная тяговооруженность не позволяли ему продолжить полет. Тогда летчик сбросил на полосу одну из ракет, которая, ударившись о бетонку и частично разрушившись, осталась там лежать. В любой момент мог произойти взрыв. После того, как все были удалены с аэродрома, в поединок со смертью вступил офицер управления вооружения ГНИКИ, кандидат технических наук Ершов. Действия офицера напоминали операцию хирурга по удалению опасной опухоли: одно неосторожное движение, и последовала бы неизбежная гибель. Умелые действия специалиста позволили обезвредить ракету. На войне, как и в мирной жизни, подвиг оценивается степенью риска, самоотверженностью и духовным порывом человека, поставившего себя на грань жизни и смерти во имя других людей. Если оценивать поступок офицера Ершова по этой шкале высшей нравственности, то иначе, чем подвигом, его не назовешь.
Но это не единственный случай, связанный с эксплуатацией Як-38. Эти самолеты были помечены какой-то роковой отметиной, систематически продолжая ломаться и падать. В следующий раз при подъеме на высоту 15 метров самолет не смог дальше выполнять полет и упал вместе с летчиком и полным боекомплектом на полосу. Чудом не взорвавшись, он загорелся. Первыми на помощь летчику и на тушение загоревшегося самолета бросились военнослужащие из Ахтубинска Павлив Р.В., Редин В.К. и Бабаков Н.И.
Прапорщик Бабаков Николай Иванович смог оперативно потушить пожар, а Павлив Р.В. помог летчику, получившему серьезную травму во время падения, вылезти из кабины. После этого случая программу сравнительных испытаний самолета Як-38 решено было свернуть.
Заканчивалась афганская командировка. Основные задачи, поставленные перед специалистами бригады, были выполнены. Чемоданное настроение, ощущавшееся в группе, усиливалось тем особым беспорядком, который обычно царит при переезде с одного места жительства на другое. Никто из участников этой секретной операции не считал, что делает что-то очень выдающееся, просто они выполняли то, чему их учили и что каждый из них умел делать хорошо.
Операция «Ромб» завершилась б июня 1980 г. Дома их ждали теплая встреча, награды и… забвение. Страна любила своих героев, но не любила раскрывать своих секретов.
Александр Салмин, май 1998 г.,
"Ахтубинский пилот"