После принятия христианства структура традиционной семьи никак не изменилась. Единая вера на месте разрозненных славянских племен создала единый народ – русский народ.
Чужой человек приехал в деревню, зашел в избу, перекрестил лоб, поклонившись на образа в красном углу – свой. Лба не перекрестив, за стол садится – чужой, поганый.
Практические знания необходимые для жизни семьи, легко вписались в христианское мировоззрение. Государственная власть могла быть уверена в своих подданных. В христианских семьях воспитывались христиане, которые с уважением относились ко всем институтам государственной власти. Патриархальное устройство государства копировало устройство патриархальной традиционной семьи.
Где царь занимает место патриарха (деда – руководителя семьи), элита общества, дворяне, бояре, служилые люди – это сыновья, а народ – дети (на схеме занимает место внуков). Таким было реальное представление общества о государственном устройстве и поэтому обращение царя или боярина к народу: «Дети мои…», - воспринималось вполне нормально.
Так продолжалось вплоть до XIX века.
Первый серьезный удар по устоям традиционной патриархальной семьи нанесла промышленная революция. Традиционное устройство семьи начало рушиться, как только обедневшие семьи стали массово переезжать из деревни в город, и мужчины становились рабочими на фабрике, или заводе. Авторитет деда вдруг и резко падал. Знаток крестьянской жизни он мало что смыслил в жизни завода. Внук, окончив церковно-приходсткую школу, на заводе мог занять более доходную должность, чем его неграмотный отец. И для него уже ни дед, ни отец не являлись авторитетами, которые могут чему-то научить в жизни. Теперь у молодого человека были другие авторитеты: учитель в школе, его старшие товарищи по работе, заводские мастера или вообще посторонние люди, с которыми его свела жизнь.
Так впервые возникает почва для дестабилизации института государства. И сразу появляются силы, которые представившейся возможностью воспользовались в полной мере.
Втор удар пришелся по традиционной семье уже при советской власти. Имея крепкую поддержку в рабочей среде, большевики столкнулись с яростным сопротивлением крестьян на селе. Традиционная патриархальная семья, которая сохранилась в деревне, поддерживала советскую власть ровно до того момента, пока происходил дележ помещичьей земли. Получив землю, необходимую для своего существования, традиционная семья больше не нуждалась в советском государстве, со всеми его нововведениями.
Большевикам понадобилось десять лет с окончания гражданской войны в 20-м году и до начала тридцатых годов, чтобы понять, идеи социализма не вписываются в ценности традиционной семьи. Но большевики не привыкли пасовать перед трудностями. Традиционная семья должна была быть разрушена. Крестьяне из собственников земли, хозяев, должны превратиться в сельскохозяйственных рабочих. Началась всеобщая поголовная коллективизация, которая навсегда разрушила экономические основы существования традиционной семьи.
Семья перестала быть единым целым, но внутри семьи по-прежнему сохранялись крепкие родственные связи. На праздники ходили друг к другу в гости, отмечали вместе свадьбы, рождения детей, вместе хоронили умерших родственников. На месте большой традиционной семьи, где все три поколения жили вместе под одной крышей или рядом в одной деревне, образовалось несколько отдельных семей, где наиболее крепкой оставалась связь: родители – дети.
Третий удар по институту семьи нанесла перестройка и последовавшие за тем «лихие 90-е годы», экономический коллапс и распад СССР на несколько независимых государств. Между родственниками пролегли государственные границы, их разделила разница в доходах и политических предпочтениях, разные взгляды на жизнь и разное мировоззрение. Наступила стадия, которую условно можно назвать стадией «Позвоните родителям». Уже практически ничто не связывает между собой бывших родственников, и только социальная реклама напоминает по телевизору – позвоните…, где-то там далеко у вас есть родственники. В этой стадии распада - на дни рождения, свадьбы, похороны, родственников могут и не пригласить. Роль близких людей для человека начинают исполнять друзья, знакомые, коллеги по работе.
Сегодня США, Европа, Россия, а за ними и весь мир входят в последнюю стадию существования института семьи – завершающую, которую еще можно назвать стадией хаоса семейных отношений. В этой стадии мужчины и женщины не создают полноценной семьи, а живут в неких временных партнерских отношениях, так называемый гражданский брак (сожительство). Рождающиеся дети – обуза для родителей. При случайном зачатии, детей либо сразу сдают государству через систему бэби боксов, либо через некоторое время детей изымает само государство, так как родители не заботятся о детях и те могут погибнуть от холода и голода. Или ребенка воспитывает кто-нибудь один из родителей, чаще мама, реже папа. Престарелые родители никому не нужны. Они живут и умирают в одиночку, так как создаваемые ими временные пары непрочны и распадаются при первых проблемах или намеках на таковые. Государство активно вмешивается в жизнь семьи и опекает ее настолько, насколько позволяют делать это финансовые возможности самого государства.
Вывод. Примерно с середины XIX века происходит постепенное разрушение института традиционной семьи. В XXI веке большинство развитых стран вступило в завершающую стадию существования института семьи. Хотя на настоящий момент можно наблюдать все стадии распада семьи. Традиционная патриархальная семья еще существует где-то далеко на задворках цивилизации, но конец ее, при сложившемся векторе развития – предрешен.
Сколько поколений будет существовать цивилизация, полностью утратившая институт семьи? На это пока ответа нет.