Найти в Дзене
Основной аэродром

Легендарный «Кукурузник» Антонова

В 1940 году Олег Константинович Антонов, на тот момент - главный конструктор авиационного завода №23 в Ленинграде, впервые выдвигает идею создания универсального самолёта для нужд народного хозяйства. По замыслу такой самолёт должен был обладать грузоподъёмностью в 1 тонну, иметь возможность взлетать с короткого разбега на неподготовленных аэродромах и мог быть использован в качестве лёгкого военного транспортника. Конструкторы завода под руководством Антонова сделали эскизный проект новой машины, получивший название "Самолёт №4". Первоначально в Научно-испытательном институте ВВС РККА к проекту отнеслись скептически из-за слишком малой скорости разрабатываемой машины, а потом начавшаяся война и вовсе остановила работы в этом направлении на долгие 5 лет.

Модель "Самолёта №4". 1940 год. Фото: Public domain
Модель "Самолёта №4". 1940 год. Фото: Public domain

После окончания войны Олег Антонов вернулся к своему проекту. И опять ему никак не удавалось сломить скептицизм чиновников. Строительство такой машины считали нецелесообразным, приводя в доказательство различные экономические расчёты и статистику использования самолётов других моделей. Но Антонов не сдавался. Он обратился за помощью к знаменитому конструктору Александру Яковлеву, который в те годы был заместителем наркома авиапромышленности по опытному самолётостроению и под руководством которого Олег Константинович работал в годы войны. Ознакомившись с проектом, расчётами и доводами по предложенному проекту, Яковлев напишет на титульном листе свою легендарную резолюцию, которая и откроет будущему Ан-2 дорогу в небо:

"Начальнику Главного управления т.Шишкину С.Н. Это интересный самолет, его надо построить. Поручите затребовать у т.Антонова смету и срок выпуска машины."
А. Яковлев

Эта резолюция стала тем самым компонентом, который позволил сдвинуть дело с мёртвой точки. В мае 1946 года выходит постановление правительства о создании нового конструкторского бюро ОКБ-153 под руководством Олега Антонова в Новосибирске. Первым заданием для новообразованного КБ как раз и стал проект многоцелевого транспортного самолёта. К 1947 году работы по постройке первого прототипа были закончены. Он получил обозначение СХА-1 (сельскохозяйственный). Самолёт оснастили двигателем АШ-62ИР и 31 августа 1947 года он поднялся в свой первый полёт. Так началась карьера легендарного Ан-2, ласково называемого лётчиками "Аннушкой".

Опытный самолёт СХ-1 незадолго до первого полёта. 1947 год. Фото: "Авиация и время", 02/2003
Опытный самолёт СХ-1 незадолго до первого полёта. 1947 год. Фото: "Авиация и время", 02/2003
Один из первых серийных Ан-2. 1954 год. Фото: Public domain
Один из первых серийных Ан-2. 1954 год. Фото: Public domain

Испытания шли успешно, выявленные недостатки исправлялись и после приёмки самолёта государственной комиссией 9 сентября 1949 года лётчиком-испытателем Георгием Лысенко был выполнен полёт на первом серийном Ан-2. Производство было запущено в Киеве, на заводе № 473 (сейчас серийный завод "Антонов"). Новая машина сразу пришлась по душе лётчикам - лёгкость в управлении, чрезвычайная устойчивость, неприхотливость. В дополнение к "Аннушке" Ан-2 получает и второе известное прозвище - "Кукурузник", доставшееся ему по наследству от По-2.

Ан-2 орошает поле. 1978 год. Фото: Public domain
Ан-2 орошает поле. 1978 год. Фото: Public domain
Посадка парашютистов в Ан-2. 1970ые годы. Фото: Public domain
Посадка парашютистов в Ан-2. 1970ые годы. Фото: Public domain
Группа Ан-2 ДОСААФ в полёте. 1970ые годы. Фото: архив Сергея Еремчука
Группа Ан-2 ДОСААФ в полёте. 1970ые годы. Фото: архив Сергея Еремчука

Существовало более 20 различных вариантов Ан-2. Как экспериментальных, так и просто модернизированных - улучшали характеристики двигателя, авионику. Этот одномоторный биплан действительно получился самолётом широкого профиля - на нём учат летать в ДОСААФ, с него прыгают парашютисты, он выполняет авиационные химические работы, летает с пассажирами между районными центрами, перевозит грузы военных и многое-многое другое. "Кукурузник" стоял на вооружении и эксплуатировался в более чем 50 странах.

Ан-2 в поплавковом варианте. 1970ые годы. Фото: Public domain
Ан-2 в поплавковом варианте. 1970ые годы. Фото: Public domain
Ан-2НАК - экспериментальный фоторазведчик и ночной артиллерийский разведчик на базе Ан-2. 1949 год. Фото: Public domain
Ан-2НАК - экспериментальный фоторазведчик и ночной артиллерийский разведчик на базе Ан-2. 1949 год. Фото: Public domain
Экраноплан Ан-2Э. 2003 год. Фото: commons.wikimedia.org
Экраноплан Ан-2Э. 2003 год. Фото: commons.wikimedia.org
Ан-2 на лыжном шасси. 1974 год. Фото: aviaforum.ru
Ан-2 на лыжном шасси. 1974 год. Фото: aviaforum.ru

Всего было выпущено более 18 тысяч самолётов. Основная масса - на заводе WSK PZL-Mielec в Польше. Более того, в КНР и сейчас продолжает выпускаться Yunshuji Y-5 (лицензированная версия Ан-2). Это делает "Аннушку" настоящим долгожителем авиационного производства, ведь самолёт производится уже больше 60 лет. Этот факт был зафиксирован и в Книге рекордов Гинесса. Разработанный в конце 1940х годов биплан эксплуатируется и поныне - на данный момент в мире летает около 2000 Ан-2. Он до сих пор обеспечивает до 90% задач малой авиации в России. Более чем достойная карьера. Что и говорить, если даже сам Олег Константинович Антонов называл "Кукурузник" своим самым успешным самолётом!

Спасибо за внимание!

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал Основной аэродром. Вы будете самыми первыми получать интересные статьи из мира авиационной истории в своей ленте Дзен 🛫