Каким образом фискальные органы получают информацию о текущей работе компании?
В настоящее время возникло огромное число возможностей для получения информации о любом конкретном человеке или юридическом лице.
Самые основные и животрепещущие данные – о финансовом состоянии компании налоговая с легкостью получает у банков. Сегодня процесс получения подобных сведений для уполномоченных государственных органов полностью автоматизирован и получить их не составляет никаких затруднений.
Существует, как минимум, два канала получения подобных сведений.
Первым каналом является система цифрового распространения выписок по платежам, после присоединения к которой легко удается распределить сведения по плательщикам, контрактам, размеру платежей и иным характеристикам. Подобный электронный порядок помогает получить искомую информацию почти мгновенно. Теперь, в отличие от прошлых лет, сотрудникам налоговой службы не нужно вручную перебирать все платежи в поисках нужного.
Вторым путем является взаимодействие налоговой службы с иными государственными органами в целях получения необходимой информации по компании. К примеру, суды толкуют неготовность банка к предоставлению информации как сопротивление государственной власти. Образцом могут служить решения арбитражного суда г. Москвы от 31.08.15 № А40-75611/1520–608, от 17.08.15 № А40-97174/15116–587, впоследствии оно было оставлено в законной силе постановлениями ААС № 9 от 01.12.15 № 09АП-46584/2015 и от 28.10.15 № 09АП-45034/2015. Налоговая служба, в свою очередь, в таких случаях не только пишут новые запросы и налагают двойные штрафные санкции, но также и сообщают в Центральный банк РФ о препятствовании деятельности органов управления. В нынешние времена постоянно у того или иного банка отзывают лицензию в связи с осуществлением рискованной финансовой деятельности, поэтому банку не охота лишний раз подставляться из-за сведений о финансах компании.
Однако если банк все-таки продолжает утаивать информацию, то данные по большим платежам все равно можно взять из Росфинмониторинга. При этом вполне вероятно пройти по всем схемам продаж, имея сведения об изготовителе товара или поставщике из-за границы (их можно определить в общенациональном хранилище с помощью номера грузовых таможенных деклараций). Это иные, косвенные, каналы информации для налоговой.
К примеру, во время проведения налогового контроля, инспектор по документам определила разработчика угля и шахту, в которой добывали полезные ископаемые отдельных видов. Для этого необходимо было глубоко изучить вопрос, получить данные по геологии в отношении глубины расположения полезных ископаемых и их конкретные параметры. Впоследствии были проведены встречные проверки, получены платежные документы и книги продаж. Данная информация позволила реконструировать всю схему операций по перепродажам полезных ископаемых.
Третьим косвенным путем получения информации по финансовой деятельности компании являются сетевые ресурсы арбитражных судов. На них есть возможность просмотра задолженностей, не вошедших в отчеты, из материалов дела можно получить информацию о деталях заключенных договоров еще до того, как подобные материалы предоставит компания. В данном отношении сайты судов общей юрисдикции страдают отсутствием информации, поиск дел затруднен. Кроме того, для получения сведений о заключенных договорах можно использовать портал государственных закупок.
Подобная проверка бывает полезной не только в отношении компаний, но также и в отношении физических лиц. Например, при разборе ходатайств от физических лиц по снятию штрафов в связи нарушениями по причине ошибок или незнания законов, выясняется, что в отношении заявителя уже возбуждены исполнительные дела. То есть, они могут умышленно искажать действительность и вводить в заблуждение.
К примеру, когда проверили одного такого заявителя, то выяснилось, что на него начислены санкции за нарушения ПДД, пенсионных и бюджетных норм, а также порядком просрочены выплаты по алиментам. Заявитель, клявшийся, что допустил нарушения по ошибке, на деле оказался преднамеренным и сознательным правонарушителем.
В иной ситуации сотрудники налоговой обнаружили данные на портале оценщиков. Эти данные позволили определить, что оценщик, производивший оценку, привлекался к ответственности за профессиональные нарушения. В связи с этим, акт об оценке не был признан судом как достаточное и обоснованное доказательство.
С каждым днем перечень информационных сетевых ресурсов государственных организаций становится все больше. При этом сведения, размещенные на них, предоставляются на безвозмездной основе, и доступны любым физическим и юридическим лицам. Данные сайты позволяют без затруднений получить информацию об аккредитации компаний в разнообразных сферах, о совершенных правонарушениях, проверить информацию о пропавших документах, о нарушивших закон оценщиках и тому подобное.