Найти в Дзене
Александр Зимовский

Счета Грудинина: и дурак, и умно

Почти по Чернышевскому, или Что делать? ...Возникли прогрессисты, отвергнувшие прежнее предположение: "А может быть, и не было никаких счетов? может быть, пьяный или просто озорник, подурачился, - засветил счета, да и убежал, - а то, пожалуй, тут же стоит в хлопочущей толпе да подсмеивается над тревогою, какую наделал". Но большинство, как всегда, когда рассуждает благоразумно, оказалось консервативно и защищало старое: "Какое подурачился - вывернул все потайные карманы наизнанку, это всё одно, как пустил себе пулю в лоб, да и все тут". Прогрессисты были побеждены. Но победившая партия, как всегда, разделилась тотчас после победы. Засветил счета, так; но отчего? "Пьяный", - было мнение одних консерваторов; "промотался", - утверждали другие консерваторы. "Просто дурак", - сказал кто-то. На этом "просто дурак" сошлись все, даже и те, которые отвергали, что кандидат спалился. Действительно, пьяный ли, промотавшийся ли спалился, или озорник, вовсе не спалился, а только выкинул штуку, - вс

Почти по Чернышевскому, или Что делать?

...Возникли прогрессисты, отвергнувшие прежнее предположение: "А может быть, и не было никаких счетов? может быть, пьяный или просто озорник, подурачился, - засветил счета, да и убежал, - а то, пожалуй, тут же стоит в хлопочущей толпе да подсмеивается над тревогою, какую наделал".

Но большинство, как всегда, когда рассуждает благоразумно, оказалось консервативно и защищало старое: "Какое подурачился - вывернул все потайные карманы наизнанку, это всё одно, как пустил себе пулю в лоб, да и все тут". Прогрессисты были побеждены. Но победившая партия, как всегда, разделилась тотчас после победы. Засветил счета, так; но отчего? "Пьяный", - было мнение одних консерваторов; "промотался", - утверждали другие консерваторы. "Просто дурак", - сказал кто-то. На этом "просто дурак" сошлись все, даже и те, которые отвергали, что кандидат спалился. Действительно, пьяный ли, промотавшийся ли спалился, или озорник, вовсе не спалился, а только выкинул штуку, - все равно, глупая, дурацкая штука.

На этом остановилось дело. Но остался в результате истории элемент, с которым были согласны и побежденные, именно, что если и не пошалил, а спалился, то все-таки дурак. Этот удовлетворительный для всех результат особенно прочен был именно потому, что восторжествовали консерваторы: в самом деле, если бы только пошалил, то ведь, в сущности, было бы еще сомнительно, дурак ли, или только озорник. Но спалился со счетами в Швейцарии - кто же палится в Швейцарии? как же это в Швейцарии? зачем в Швейцарии? глупо в Швейцарии! - и потому, несомненно, дурак.

Все были согласны, что "дурак", - и вдруг все заговорили: в Швейцарии - ловкая штука! Это, чтобы, значит, не сесть надолго, коли не удастся хорошо на выборах выстрелить, - умно рассудил! от всякого решения ЦИК профит - да, в Швейцарии... умно!

Теперь уж ровно ничего нельзя было разобрать, - и дурак, и умно.