Бухгалтерский учет ведется на основе первичных учетных документов. Именно первичкой должен быть оформлен каждый факт хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Первичный документ составляется при совершении операции, а если это невозможно – сразу после ее окончания (ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). А можно ли исправлять первичку и, если да, то как это сделать?
Реквизиты первички должны быть правильными
При составлении первичного документа в первую очередь необходимо обеспечить наличие в нем обязательных реквизитов. Ведь без них первичный документ не имеет законной силы.
К обязательным реквизитам первичного документа относятся (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование организации, составившей документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина натурального и денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должностей лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за ее оформление, или лиц, ответственных за оформление свершившегося события;
- подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов.
Если ошибка содержится в любом из приведенных реквизитов первичного документа, ее необходимо исправить.
Как исправить бумажную первичку
Конечно, если необходимо исправить внутренний документ, то лицо, его составившее, может переделать такой документ и переподписать его. Но часто так исправляют даже ту первичку, которая составляется для внешних целей и была уже передана контрагенту.
Однако Минфин и налоговое ведомство не разрешают заменять ранее принятый к учету ошибочный документ новым. Необходимо «официально» внести исправления в первичный документ, а уже исправленный вернуть контрагенту (Письма Минфина от 23.10.2017 № 03-03-10/69280, ФНС от 12.01.2018 № СД-4-3/264).
Напомним, что в общем случае исправления первичного документа допускаются. Для этого в документе нужно зачеркнуть неверный показатель, указать правильный и привести (ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- дату исправления;
- подписи лиц, составивших исправляемый документ, с указанием их фамилий и инициалов.
Исправление обычно также сопровождается надписью «Исправленному верить».
Неисправляемая первичка
Не допускается исправлять кассовые и банковские документы (п. 16 Приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н). Если, к примеру, в РКО или платежном поручении была допущена ошибка, составляется новый документ с верными данными.
Подобным образом исправляются и ошибки в счете-фактуре. Составляется новый документ, где по строке 1 указываются дата и номер первоначального счета-фактуры, содержащего ошибки, по строке 1а – порядковый номер и дата внесения исправлений, а в остальных строках и графах указываются верные значения (п. 7 Правил заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137).
Как исправить электронный документ?
Если первичный документ, составленный в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, содержит ошибки, то создается новый электронный документ. Ошибочная электронная первичка при этом может отзываться. Конкретный порядок действий при внесении исправлений в электронный первичный документ будет зависеть от оператора, через которого производится обмен электронными документами.